Карта Мира. 1752г. Вогонди. Лист 50×76. Роскошная кабинетная карта

Карта Мира. 1752г. Вогонди. Лист 50x76. Роскошная кабинетная карта
Карта Мира. 1752г. Вогонди. Лист 50x76. Роскошная кабинетная карта
Продано

270 000 

Нет в наличии

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1752
Картограф: Дидье Робер де Вагонди и Жиль Робер де Вагонди
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже, акварель
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Антуан Буде (Lutetiæ Parisiorum [Paris], apud autorem in ripâ sequanæ ab horologio palatii dictâ prope pontem novum: et apud Ant. Boudet bibliopolam et typographum regis in viâ Sti. Jacobi)
Выполнено для: Atlas Universal
Размер листа (см): 50,0 x 76,4
Оригинальное название: Orbis vetus in utrâque continente : juxta mentem Sansonianam distinctus, nec non observationibus astronomicis redactus, accurante / Robert de Vaugondy, geographo regis ordinario.
Язык: латынь
Масштаб: 1 : 38 000 000 (ок.)
Категории: , , .

Древний мир на обоих континентах: различаемый согласно уму Сансона, а также астрономическими наблюдениями, согласно Роберу де Вогонди, королевскому географу

Карта изображает весь Mир – Старый Свет и Новый Свет в двух полусферических проекциях, разделенных характерным смелым картушем Вогонди. Эта карта представляет собой любопытную работу, в чем-то напоминающую Сансона, поскольку она пытается выразить Новый свет в контексте эллинской традиции. Старый Свет состоит из тех частей суши, которые были известны европейцам до плавания Христофора Колумба: Европы, Азии, Африки и окружающих островов. Этот термин противоположен Новому Свету, который подразумевает Америку и Океанию. Все названия мест в Новом Свете взяты из древнегреческой мифологии с латинскими цитатами Платона (Критий и Тимей), Луций Анней Сенека (Медея и др.), Феопомпус и Клавдий Элиан, комментирующие Западное полушарие. Сам Новый Мир идентифицируется как “Остров Атлантиды”, ссылаясь на потерянную островную цивилизацию, впервые упомянутую в Критии и Тимее Платона. Вогонди выделяет два города в Северной и Южной Америке: Мачимо, или Беллатрикс, который расположен на месте современного Мехико или ацтекского Теночтитлана, и Эусебес, расположенный на месте древней столицы инков Куско, Перу. Махимос и Евсевий были, согласно Феопомпу, двумя величайшими городами Гипербореи. Сама Гиперборея была мифическим, иногда утопическим континентом, населенным гигантами, богами, кентаврами и другими животными из легенд. Жители Мачимоса были воинственными, доминировали над своими соседями и были богаты золотом и другими сокровищами – неточное описание империи ацтеков. Однако Теопомпус также предполагает, что они также были неуязвимы для железа – увы, если верить размещению Мачимо Вогонди, история доказала обратное. Евсевий, с другой стороны, был мирным и благочестивым народом, который чаще ассоциировался с утопической Гипербореей. Говорят, что в Эусебисе были свободны от всех болезней, хотя, увы, если они действительно были инками, история снова противоречит легенде. Помимо любопытной интеграции карты с мифической древностью, карта соответствует картографическим условностям того периода лишь условно. Северо-западная часть Америки оставлена незаполненной и полностью неизвестна. На карте отсутствует Русская Америка (Аляска), хотя русские экспедиции под руководством датчанина Витуса Беринга в 1728 и 1740 годах привели к открытию в этой части света. В Южной Америке есть большое центральное озеро, немаркированное апокрифическое озеро Харайес, на северной оконечности реки Парагвай. Некоторые реки в Патагонии простираются от Атлантики через Анды почти до берегов Тихого океана, что наводит на обнадеживающие мечты о легком речном переходе через континент.  Центральная Африка следует модели Птолемея, с Белым Нилом, заканчивающимся в двойных озерах у подножия Montes Luna (Горы Луны). Примечательно, что по крайней мере одно из этих озер очень похоже по форме на озеро Малави или озеро Танганьика, хотя якобы европейцы не видели и не слышали об этих озерах до середины XIX века. Австралия смутно представлена спекулятивным призрачным восточным побережьем, соединяющим ее с Танзанией и Новой Гвинеей. Австралия изображена точно так же, как она была изображена на картах Блау столетием ранее, хотя голландский исследователь Абель Янсзон Тасман (около 1603–1659 гг.) уже установил контуры всего континента. Новая Зеландия появляется эмбрионально в нижнем левом квадранте, но не помечена. В южной части Тихого океана различные группы островов представлены на основе ранних испанских экспедиций, но они являются весьма умозрительными и неточными. Сложные аллегорические картуши в стиле рококо занимают области между полушариями. На верхнем картуше изображено название карты, окруженное аллегорическими изображениями Отца Времени в виде крылатого бородатого ангела и двух путти. Нижний картуш содержит текстовое объяснение карты на латыни.

Карта имеет историко-географическое, культурное и художественное значение, её отличает прекрасная техника гравирования, эффектность, особая декоративность. Известный экземпляр карты находится в собраниях: Библиотека Мичиганского университета (University of Michigan Library, accession no. 7138); Библиотека Конгресса (Library of Congress, Control Number 2021668560); Британская Библиотека (British Library shelfmark: Maps K.Top.2.15); Birmingham Public Library (OCLC number 80832163).

Дидье Робер де Вагонди (Didier Robert de Vaugondy, 1723–1786) и его отец Жиль Робер де Вагонди (Gilles Robert de Vaugondy, 1688–1766), известный также как Ле Сир или Монсеньер Робер (Le Sieur или Monsieur Robert) – ведущие французские издатели карт в 18 веке. В 1757 г. отец и сын создали «Мировой атлас» (Atlas Universe) – один из наиболее важных географических атласов 18 века. Чтобы создать этот атлас, Вагонди объединили данные из различных источников с данными самых последних экспедиций; издатели проверяли и корректировали данные по широте и долготе из многих местных карт по данным астрономических наблюдений. Данные из старинных документов были расширены и дополнены многими новыми топонимами. В 1760 г. Дидье Робера де Вагонди (Вагонди-сын) король Франции Людовик XV назначил своим географом. Жиль и Дидье де Вагонди изготавливали свои карты и глобусы, работая совместно. Глобусы выпускались разных размеров с приклеенными на поверхность шара разрезанными в виде клиньев оттисками с медной доски, сам шар изготавливался из папье-маше.. Жиль обычно подписывал свои карты как «M.Robert», его сын чаще всего ставил подпись «Robert de Vaugondy», иногда добавляя «fils» или «filio» (сын) после своего имени. Робер де Вагонди происходил из семьи Ноколя Сансона (Nicolas Sanson) по его линии правнука Пьера Мулар-Сансона (Pierre Moulard-Sanson). От Пьера Мулар-Сансона Робер унаследовал картографические материалы, впоследствии объединенные с данными карт и гравюр, приобретенных в 1712 г. после смерти Губерта Джалло (Hubert Jaillot). Эти данные легли в основу «Мирового Атласа» Вагонди.

Антуан Буде (Antoine Boudet, ок. 1715-1787) – издатель карт, активно работавший в Париже во второй половине XVIII века. Буде был пасынком Жана Батиста Куаньяра (Jean Baptiste Coignard), королевского парижского печатника. В 1751 году Буде приобрел примерно половину издательства Coignard и заработал значительное состояние, публикуя новаторское периодическое издание Petites Affiches. Буде, должно быть, своевременно увидел потенциал на рынке карт и атласов. Примерно в 1746-1746 годах Буде заключил контракт с фирмой Деулланда и Валле (Dheulland & Vallet) на гравировку крупноформатных подделок более ранних карт Гийома Делиля (Guillaume Delisle) и Жака Николаса Беллина (Jacques Nicholas Bellin), даже нанял самого Беллина для обновления и ревизии подделок. Этот план был сорван судебным иском, поданным против Буде Филиппом Буашем (Philippe Buache), который заявил об авторских правах на работу Делиля. Позже Антуан Буде заключил деловое соглашение с известным и уважаемым парижским картографом Жилем Робером де Вогонди (Gilles Robert de Vaugondy) и профинансировал несколько атласов Вогонди. Именно благодаря острому деловому чутью Буде был создан дорогой и роскошный Atlas Universel. Он использовал систему подписки, которая позволяла частично финансировать атлас до официального выпуска. Позже Буде был привлечен к ответственности за неуплату граверам издательства Dalahaye по работе над Atlas Universal. Более того, давняя вражда Буде с Буашем обернулась неприятностями, когда Буаш, ставший важным и влиятельным членом Академии наук, жестоко и без необходимости критиковал работу Буде.