Архангельская губерния. 1789г. Старинная карта

Архангельская губерния. 1789г. Старинная карта
Продано

34 000 

Нет в наличии

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1789
Гравёр: Игнац Альбрехт (Альберти), (1760—1794) Италия. Германия
Картограф: Франц Иоганн Йозеф фон Рейли, 1766—1820
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже, акварель
Город: Вена
Издание: Атлас Франца Иоганна фон Рейли (Schauplatz der fünf Theile der Welt)
Размер листа (см): 28,7 x 40,5
Оригинальное название: Des Russischen Reiches Statthalterschaft Archangel
Язык: немецкий
Категории: , .

Административная карта Архангельской губернии по состоянию на конец XVIII века – самой обширной губернии в Европейской части Российской империи, занимающей всю её северную часть от Финляндии до Урала, гранича на севере с Северным Ледовитым океаном и окружая Белое море. Территория губернии первоначально входила в учреждённую в 1708 году Архангелогородскую губернию (одну из первых восьми губерний, на которые была разделена Россия в соответствии с новым административным устройством). С 1719 по 1775 год Архангельская губерния делилась на провинции: Архангелогородскую, Великоустюжскую, Вологодскую и Галицкую. 25 ноября 1780 года территории первых трёх в качестве областей вошли в Вологодское наместничество. В 1784 году из Архангельской области Вологодского наместничества было выделено Архангельское наместничество, которое в 1796 году было преобразовано в Архангельскую губернию. Наместническое правление переименовано в губернское.

Внизу слева располагается декоративный картуш с названием карты на немецком языке. Ярко выражен оттиск медной пластины. Состояние: музейное. Идеально подходит для оформления интерьера или в качестве подарка ценителю старины и истории Российской Империи.

Франц Иоганн Йозеф фон Рейли (Franz Johann Josef von Reilly, 1766-1820) – венский книготорговец, издатель, картограф и писатель; сын королевского придворного (гофмейстера) Иоганна фон Рейли, приехавшего из России. Йозеф фон Рейли оставил государственную службу после трех лет деятельности чтобы посвятить себя географии. Грамотно используя состояние, унаследованное от отца, фон Рейли занялся картографическо-издательской деятельностью. По всей видимости хорошим примером для подражания была работа Франца Антона Шрембля (Franz Anton Schrämbl, 1751–1803), опубликовавшего в 1786 году широкоформатный атлас мира сначала в Опаве, а затем в Вене. Начиная с 1789 года фон Рейли опубликовал несколько атласов и отдельных карт и его “geographisches Komptoir”, основанный в Вене в 1792 году, до начала века играл ведущую роль в быстро развивающейся австрийской картографической отрасли. С 1789 по 1806 год издавался «Атлас пяти частей света» (Schauplatz der fünf Theile der Welt), из которых только Европа занимала 830 листов. В отличие от Шрэмбля, фон Рейли выбрал более удобный формат карт, который, скорее всего, соответствовал желаниям покупателей и, соответственно, имел большой коммерческий успех. Позже был издан школьный атлас (1791-1792, 42 карты) и атлас всеобщей географии; с 1794 по 1796 год первый полный австрийский атлас мира под названием «Большой немецкий атлас» (Grosser deutscher Atlas, 28 карт, на самом деле атлас мира и первый полный общий атлас мира, изданный в Австрии). В 1799 году — «Генеральный почтовый атлас мира» (Allgemeine Post Atlas von der ganzen Welt, 40 карт) — первый атлас в мире такого формата. Одновременно издавались и отдельные карты с политико-территориальными изменениями. Обладая огромным объемом производства (в 1789–1802 годах публиковалась по крайней мере одна карта в неделю), издательство фон Рейли занимало доминирующее положение в зарождающейся венской частной картографии на рубеже веков, затмевая Нюрнберг, ранее ведущий центр производства карт в римско-немецком регионе. С конца 90-х годов фон Рейли все больше обращался к эстетической литературе и историческим произведениям как издатель и писатель, стремившийся придать литературе новые грани в преемственности античности. От «эпистемических поэм», появившихся в 1816 году, до шести томов «Библиотеки анекдотов» в прозе; прозаический диалог «Sinn und Herzmann» против цензуры, за демократию и т. д.. В последние годы жизни фон Рейли посвятил себя главным образом исторической и литературной работе.