…
Изображение скульптуры “Гладиатор Боргезе” из музея Лувра
Известный экземпляр гравюры находится в собрании Государственного Эрмитажа.
Гладиатор Боргезе, Боргезский боец (Gladiatore Borghese) — условные названия античной скульптуры, изображающей воина, который в стремительном движении делает выпад вперёд, вероятно сражаясь с вооружённым всадником. В левой руке у него должен быть щит, в правой — меч (щит и меч, возможно из бронзы, не сохранились). Надпись на пьедестале сообщает, что мраморная скульптура выполнена Агасием, сыном Досифея (Агасием Первым), из Эфеса около 100 г. до н. э. Мраморную скульптуру считают повторением бронзового оригинала школы Лисиппа IV в. до н. э. Скульптура была обнаружена в 1605 году в период правления папы Павла V из семьи Боргезе при раскопках приморского дворца императора Нерона в Анцио, к югу от Рима, и поступила в собрание племянника папы, кардинала, мецената и коллекционера произведений античного искусства Шипионе Боргезе. На вилле Боргезе знаменитое произведение находилось в названной в его честь комнате на первом этаже, оформленной в начале 1780-х годов архитектором Антонио Аспруччи. После заключения Тильзитского мира в 1807 году в ходе Наполеоновских войн Камилло Боргезе по политическим соображениям был вынужден продать «Боргезского борца» вместе с многими другими произведениями своему шурину Наполеону Бонапарту. Скульптура была доставлена в Париж, в музей Лувра, где она сейчас и находится.
В XVII—XVIII веках эффектное произведение многократно копировали и воспроизводили в скульптуре, живописи и графике. В эпоху классицизма и неоклассицизма, слава «Гладиатора» была такова, что трудно назвать аристократическое поместье, дворец, усадьбу или салон (особенно в Англии), где бы не находились копии скульптуры. В композиции Большого каскада в Петергофе, позолоченные бронзовые реплики «Боргезского борца» по моделям скульптора Ф. Г. Гордеева превращены в фонтаны, изображающие «бойцов-гладиаторов»: каждый одной рукой сжимает змею, другой держит опущенный пламенем вниз факел (символы побеждённой измены и окончания Северной войны).
Жан-Пьер Гранже (Jean-Pierre Granger, 1779-1840) — французский художник, портретист, исторический живописец, автор мифологических полотен и картин сакрального сюжета, представитель ампира. В возрасте шести лет стал барабанщиком французской гвардии. Позже брал уроки рисования и гравирования у Жана-Батиста Реньо, а ещё четыре года спустя стал учеником Жака-Луи Давида. В 1800 году выиграл Римскую премию первой степени за историческую картину «Антиох отправляет сына к Сципиону». Выиграв премию, Гранже получил возможность отправиться в Рим за казённый счёт. Находясь в Риме, Гранже выполнял заказы Люсьена Бонапарта, младшего брата Наполеона, зарисовывая античные древности из его коллекции. В 1812 году Гранже вернулся в Париж и до самой смерти ежегодно выставлялся на ежегодном Парижском салоне, в 1812, 1817 и 1820 годах был награждён медалями Салона.
Абрахам Жирарде (Abraham Girardet, 1764-1823) — франко-швейцарский рисовальщик и гравёр, мастер офорта и репродукционной гравюры. Большую часть своей жизни провёл в Париже. Изучал рисунок и гравюру у Бенедикта Альфонса Николе. Жирарде разработал орнаменты для издания Библии, переведённой Жаном-Фредериком Остервальдом. Во время Французской революции 1789 года он публиковал иллюстрации текущих политических событий. В 1792 году переехал в Невшатель, где преподавал рисование, затем путешествовал по Италии. С 1795 по 1817 год снова работал в Париже над картинами по истории Французской революции. В 1806 году Абрахам получил награду за гравюру по картине Рафаэля «Преображение». В конце жизни был профессором рисунка на Мануфактуре гобеленов.
Le Musée français — французское издание гравюр, выпущенное отдельными брошюрами в Париже в период с 1803 по 1824 год. Оно имело три последовательных названия: Le Musée français, Le Musée Napoléon и Le Musée royal и состояло в общей сложности из 504 крупноформатных гравюр картин и классических скульптур, хранящихся в Лувре в эту эпоху. Напечатанное на больших листах in-folio и выпущенное с текстами комментариев и вступительными эссе. Это было одно из нескольких изданий, посвященных иллюстрации картин и классических скульптур, конфискованных революционными правительствами для постоянной экспозиции в недавно созданном Музее в Лувре. Le Musée français особенно ценился за большой размер своих гравюр, которые предоставляли редкую возможность продемонстрировать живописное богатство искусства гравера; на каждую из них уходили месяцы, а иногда и годы, чтобы завершить. Более 150 граверов со всей Европы были заняты в их производстве, используя подготовительные рисунки более 60 рисовальщиков, включая некоторые из лучших своего времени. Основанное как коммерческое предприятие, издание на протяжении всей своей долгой истории оставалось в частных руках, несмотря на национальную известность и значительные субсидии со стороны государства. Этот «неофициальный» статус позволил ему выпускаться в эпоху ожесточённых политических потрясений и войн, а также способствовал выполнению сотен дорогостоящих заказов для художников разных национальностей без политического контроля, необходимого для государственного покровительства и наград.

