…
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА, императрица Московии – вторых жена Петра I Великого, коронована день 18 Мая 1724 года. Умерла 17 мая 1727 года в возрасте 38 лет
Происхождение оригинала: “Портрет Екатерины I” кисти Жан-Марка Натье, написанный в 1717 году. Хранится в Государственном Эрмитаже. Инвентарный номер – ЭРЖ-1857.
Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) — французский живописец, родился в 1685 году в Париже. Художественное образование получил под руководством своего отца Марка Hатье, портретиста и гравера. Натье продолжил свое обучение в Королевской Академии художеств, совершенствовал свою технику живописи копированием картин Рубенса в картинной галерее Люксембургского дворца.
В 1713 году Натье был принят в члены Королевской Академии художеств и впоследствии состоял в числе ее профессоров. В 1715 году Натье всретился с Петром Великим в Амстердаме. Будучи милостиво принят русским государем, художник написал несколько портретов лиц его свиты, картину “Полтавская битва” и, в Гааге, портрет императрицы Екатерины I. Натье начал, но не успел окончить портрет самого императора при его жизни.
Всего в Государственном Эрмитаже хранится шесть полотен кисти Жан-Марка Натье.
Ещё один экземпляр гравюры хранится в Национальной библиотеке Франции (Bibliothèque nationale de France) под инвентарным номером FRBNF16854042. Датирована 1735 годом; в собрании Австрийской национальной библиотеки (Österreichische Nationalbibliothek) под инвентарным номером oai:baa.onb.at:4158753.
Библиография:
1. Inventaire du fonds français, graveurs du XVIIIe siècle / Bibliothèque nationale, Département des estampes. Tome VIII, Duflos (Claude)-Ferée / par Marcel Roux,… ; avec la collab. d’Edmond Pognon,… – Bibliothèque nationale (Paris), 1955, article DUPIN (Pierre), n. 29
2. Ровинский Д. А. “Подробный словарь русских гравированных портретов”, 1886-1889, t. 2, столбец 78
3. Nattier, peintre de la cour de Louis XV / Pierre de Nolhac, 1925, p. 249
Пьер Дюпен (Pierre Dupin, ок.1690 – ок.1751) – французский гравёр, специализировался на библейских сюжетах и портретах.
1764 год условно считается временем основания музея Эрмитаж. Именно тогда Екатерина Великая приобрела первую серьёзную (двести двадцать пять картин!) коллекцию живописи у берлинского предпринимателя и коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского. Коллекция предназначалась для прусского короля Фридриха II, страстного коллекционера, отказавчегося от неё в силу финансовых затруднений, вызванных Семилетней войной с Россией (1756–1763).
Покупка коллекции Гоцковского послужила толчкоом к дальнейшим приобретениям. С этой целью русским посланникам при европейских дворах, специальным агентам был поручен подбор произведений искусства на аукционах, в мастерских художников и в частных собраниях. Екатерина Великая вовлекла в этот процесс своих французских корреспондентов Дени Дидро и Фридриха Мельхиора Гримма, часто посредничавших при покупках произведений искусства. Именно тогда были приобретены преимущественно полотна голландских и фламандских мастеров, в том числе три произведения Рембрандта, холсты Якоба Йорданса, Франса Халса. Благодаря одному из самых образованных русских аристократов XVIII века князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну, назначенному в 1765 году посланником в Париж, а в 1768 году — в Гаагу, Эрмитаж получил работы французских современников: Жана Батиста Симеона Шардена, Жана Батиста Грёза, Луи Мишеля Ванлоо.
В 1768 году Голицын приобрел в Брюсселе два небольших, но значительных по качеству собрания голландских и фламандских художников, принадлежавших принцу Ш.-Ж. Де Линю и графу К.Кобенцлю.
В 1769 году эрмитажное собрание пополнилось картинами голландской и фламандской школ, а также произведениями Ватто и несколькими полотнами итальянских мастеров из коллекции министра при короле Августе III Саксонском — графа Г.Брюля. Принадлежавшие ему рисунки существенно дополнили эрмитажный фонд.
В 1770 году Дидро и Голицын способствовали покупке Екатериной II коллекции живописи друга Вольтера, женевца Франсуа Троншена. Наконец, в 1772 году при участии Троншена, Дидро и Голицына было сделано самое значительное пополнение Эрмитажа — приобретено знаменитое парижское собрание Пьера Кроза. Из этой коллекции в Эрмитаж поступили шедевры итальянских живописцев: Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Паоло Веронезе, Тинторетто, Доменико Фетти, а также первоклассные холсты Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и ряд произведений французских мастеров.
В 1779 году состоялась покупка коллекции Роберта Уолпола, Благодаря чему Эрмитаж пополнился произведениями итальянской школы XVII -XVIII веков. Кроме того, одновременно с ними в Петербург были отправлены полотна Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Снайдерса, Йорданса, Пуссена и Мурильо.
К концу XVIII века картинная галерея Эрмитажа оформилась в значительное по своему качеству и составу собрание: в нем насчитывалось уже 2658 картин.