…
Гравированный портрет Петра I
Портрет исполнен по живописному оригиналу Готфрида Кнеллера, написанному с натуры в Англии во время пребывания там Петра I в составе Великого посольства. Путешествие Петра I в 1697–1698 годах было первым в российской истории выездом царя за границу. Ему предстояло посетить Голландию, Англию, Австрию, Венецию и Ватикан с целью создания союза, направленного против Турции. Монарх ехал инкогнито под именем бомбардира Петра Михайлова. В 1697 году Петр I посетил голландский Утрехт, где ему предстояла встреча со штатгальтером Нидерландов Вильгельмом III Оранским, бывшим также по совместительству английским королем. Там Готфрид Кнеллер, придворный живописец Вильгельма, написал с молодого Петра парадный портрет (Royal Collection, Хэмптон Корт, Лондон; инвентарный номер RCIN 405645). Он оказался настолько схож с моделью, что с него было сделано множество гравюр, которые затем широко использовались портретистами в качестве иконографического материала. “Сразу после написания портрета, английская королева «повелевала гравировальщику Шмиту вырезать точный портрет, и приказала несколько тысяч напечатать портретов Царского Величества на тонком пергаменте и на бумаге, и, призвав Министров и Генералитет и иностранных Послов и Резидентов, портретами Петра Великого жаловала по два, и иностранных по десяти, притом просила иностранных, чтобы оные портреты в их Государства были отосланы. А остальные, повелела с печатного двора раздавать всем требующим безденежно» («Краткое описание славных и достопамятных дел Императора Петра Великого», Москва, 1791, стр. 49-53). Все эти гравюры, однако, изображали Петра не в рост, как в оригинале, а погрудно.
Портрет Петра I в четырехугольнике. Изображение по грудь. Петр в доспехах и плаще. Выполнен зеркально относительно прототипа. Печать на рисовой бумаге.
Подписи под изображением : Engraved by W Holl; ‘From a Print by J. Smith after a Picture by Kneller; ‘Under the Superintendance of the Society for the Diffusion of Useful Knowledge; ‘London Published by Charles Knight, Ludgate Street & Pall Mall East.
Хорошее коллекционное состояние, незначительный фоксинг. Не подлежит вывозу за пределы Российской федерации. Может представлять интерес для музеев и частных собраний. Известный экземпляр – собрание Британского Музея (инвентарный номер 1920,1211.1489); National Trust Collections, инвентарный номер RCIN 614211; Национальная Библиотека Австрии (Österreichische Nationalbibliothek), инвентарный номер (Mediennummer) 00502145.
Библиография: O’Donoghue / Catalogue of Engraved British Portraits preserved in the. Department of Prints and Drawings in the British Museum. 1908-25 гг.
Сэр Готфрид Кнеллер (Gottfried Kniller или Godfrey Kneller; 1648—1723) — немецкий и британский живописец, наиболее популярный портретист Великобритании рубежа XVII и XVIII веков. Был посвящён в рыцари королём Вильгельмом III. Георг I пожаловал ему достоинство баронета. Ученик Фердинанда Бола в Амстердаме, провёл несколько лет в Венеции, изучал там произведения Тициана и Тинторетто. Поселившись с 1674 года в Лондоне, состоял до конца своей жизни королевским придворным живописцем. В Государственном Эрмитаже находятся работы Кнеллера: портреты философа Локка, стольника П. И. Потёмкина и резчика и скульптора Г. Гиббонса.
Уильям Холл Младший (William Holl the Younger, 1807-1871) – английский художник и гравёр, известен своими книжными иллюстрациями. Старший из четырех сыновей Уильяма Холла Старшего (ок. 1771–1838), отец научил его гравированию – сначала пунктиру, а затем офорту на стали. Первой портретной гравюрой, сделанной им самостоятельно, была гравюра Томаса Кранмера в 1829 году для включения в «Портреты выдающихся личностей» Эдмунда Лоджа. Он внес свой вклад в эту публикацию между 1829 и 1835 годами среди таких художников, как ван Лоо, Гольбейн, Ван Дейк, Лели, Годфри Кнеллер и Даниэль Майтенс. Уильям Холл Младший был одним из основателей Халкографического общества, основанного несколькими известными граверами в 1830 году. Холл также создал портреты для Национальной портретной галереи Уильяма Джердана и для Биографического словаря выдающихся шотландцев Чемберса 1834 года. В 1840-х годах его основными работами были гравюры Уильяма Пауэлла Фрита, иллюстрирующие стихи Томаса Мура «Красавицы Мура» (1840 г.), и гравюры по картинам художников, таких как Рафаэль, Рембрандт, Бенджамин Уэст и Джеймс Норткот, для включения в Blackie & Sons. Библия императорской семьи (1844 г.) и Галерея гравюр Священных Писаний Джона Китто (1846–1849 гг.). Он также создал портреты для Имперского словаря (1861 г.) и «Йоркширского прошлого и настоящего» Томаса Бейнса (1871–77).