…
Портрет Императрицы Екатерины II на антикварной гравюре
Овал в четырехугольнике. Изображение по грудь, ¾ вправо. Екатерина в мундирe Преображенского полка, в ленте ордена Св. Андрея Первозванного и треугольной шляпе с дубовой веткой, прикрепленной к кокарде. Хорошее коллекционное состояние, кремовый оттенок бумаги, незначительный фоксинг. Не подлежит вывозу за пределы Российской федерации.
Библиография: Ровинский Д. А. “Подробный словарь русских гравированных портретов” T. 2, столбец 782
Один из известнеших портретов, который и послужил основой для гравюры – “Портрет Екатерины II верхом” находится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В собрании Русского музея находится один из вариантов картины-прототипа – “Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте”. Произведение является уменьшенной авторской репликой с оригинала, написанного для аудиенц-зала в Большом дворце в Петергофе. Большой портрет, посвященный столь знаменательному событию, чрезвычайно импонировал императрице и, конечно, имел огромный успех у новой дворцовой свиты, пришедшей к власти. Эриксен неоднократно повторял данную композицию с незначительными вариациями фона как по заказу Екатерины II, так и по собственной инициативе. Портрет и был гравирован (по плечи) Жаном-Батистом Фесейе в 1788 году.
Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании Стэнфордского университета (Stanford University, Stanford, California 94305) и Bibliothèque nationale de France (Национальная библиотека Франции).
Вигилиус Эриксен (Vigilius Eriksen, 1722-1772) – датский живописец, придворный портретист. С 1757 по 1772 год Эриксен жил и работал в Петербурге, где в 1762 году получил звание придворного живописца, написал 30 портретов императрицы Екатерины II. Эриксен прибыл в российскую столицу в 1757 году, еще при Елизавете Петровне. Он остался здесь и после смерти императрицы, пережил недолгое правление Петра III и государственный переворот 28 июня 1762 года, в результате которого на престоле оказалась Екатерина II. Именно Эриксен запечатлел тридцатитрехлетнюю Екатерину Алексеевну в день, когда императрица во главе двенадцатитысячного войска вышла из Петербурга в Ропшу, чтобы арестовать, в случае сопротивления, низвергнутого императора Петра III. Но до военных действий дело не дошло, так как Петр III, всеми оставленный, добровольно отрекся от престола.
Жан Баптист Фесейе (Jean Baptiste Fosseyeux, 1752-1824) – известный французский гравер. Фесейе учился у Николя Делоне (Nicolas Delaunay) и Жана Мишеля Моро (Jean Michel Moreau). Особенно известны его гравюры по картинам Доменикино (Domenichino), Геррита Доу (Gerrit Dou) и Лионелло Спада (Lionello Spada).