…
Основой для портрета послужила картина Карла Карловича Штейбена «Петр Великий в бурю на Ладожском озере», вполне возможно даже не сама картина, а гравюра по картине, выполненная Адрианом Миньере в 1829 году. Хорощее коллекционное состояние. Плотная бумага, незначительные загрязнения и следы фоксинга, надрывы по краям листа. Чистая обратная сторона (Verso blanc). Представляет несомненный коллекционный интерес для частного собрания или музея.
Карл Карлович Штейбен (Шарль, барон де Steuben) (19 апреля 1788 — 21 ноября 1856, Париж) — французский живописец немецко-русского происхождения. Сын вюртембергского офицера. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым в русскую службу, и некоторое время посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Затем был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, отправился в Париж и поступил в ученики к знаменитему художнику Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. Первая же картина Штейбена, выставленная в парижском салоне 1812 г., «Петр Великий в бурю на Ладожском озере», произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I (позднее попала в амьенский музей). После реставрации во Франции династии Бурбонов король Луи XVIII приказал воспроизвести картину Штейбена в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I, в начале XX в. гобелен находился в Большом Петергофском дворце. (В настоящее время гобелен украшает Южную стену Жёлтой залы Екатерининского корпуса Дворцово-паркового ансамбля Петергофа). Одно из важнейших его произведений, исполненных в Париже: “Эпизод из юности Петра Великого” (царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троице-Сергиевой лавры; 1827; в валансьенском музее). В 1831 г. король Луи-Филипп, ввиду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище. В 1833 г. Российская академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного члена. В 1843 г. он был вызван в Петербург для исполнения семи образов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора («Рождество Иоанна Предтечи», «Св. Иоаким и Анна», «Рождество Богородицы», «Вход во Иерусалим», «Распятие», «Воскресение Христово» и «Взятие Богоматери на небо»), Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину «Смерть генерала Моро в лейпцигской битве» и несколько прекрасных портретов (Гарфункля, В. Кокорева,
Джеймс Хопвуд также известен под именем Джеймса Хопвуда младшего или Джеймса Хопвуда второго (James Hopwood, 1795-1855) – художник гравер, сын Джеймса Хопвуда старшего, унаследовал профессию своего отца. Хопвуд рисовал и гравировал множество иллюстрации для книг в Великобритании. Впоследствии он перебрался в Париж, где очень активно занимался гравировкой миниатюрных портретов для многочисленных коллекций.