…
Старинный портрет императора Николая I в санях
Прототипом представленной гравюры является картина Николая Егоровича Сверчкова “Николай I в санях” (Коллекция Государственного Русского музея). Была выбрана форма портрета, которая, наряду с конным портретом, в середине ХIХ века на какое-то время приобрела популярность и существовала как “каноническая”. Она сочетает элементы анималистического, бытового и портретного жанров, своеобразную парадность и интимность. Отмечены горделивая замкнутость и холодность монарха, невозмутимость возницы, резвый бег орловского рысака по заснеженной набережной. Портрет пользовался большой популярностью и неоднократно повторялся и варьировался художником: вариант композиции находился в собрании С. С. Боткина, СПб; вариант 1850-х — в ГЭ; 1895 — в Дальневосточном художественном музее. Картина была литографирована В. Ябом в Берлине в 1850-х, в 1855 — В. Ф. Тиммом (вариант с изображением Петропавловской крепости на дальнем плане).
Хорошая коллекционная сохранность, фоксинг отсутствует.
Николай Егорович Сверчков (1817—1898) — русский баталический и жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств.