…
Старинный французский гравированный план Санкт-Петербурга XIX века
Есть основания полагать, что прототипом для этого плана послужил план Санкт-Петербурга Иоганна Георга Коля, увидевший свет в 1841 году в Дрездене и Лейпциге в издании “Петербург в иллюстрациях и чертежах”. Легенда плана с 189! самыми значимыми топонимами расположена в правом верхнем углу и частично в правом нижнем; перевод основных топонимов на французский – в левом нижнем; разъяснение к раскраске полицейских частей (quartiers) и масштаб (в саженях, метрах и ярдах) – в правом нижнем. Прекрасное коллекционное состояние, фоксинг отсутствует. Ещё один известный экземпляр находится в музейном собрании Национальной Библиотеки Финляндии.
Библиография: каталог Черткова (1863) № 731; Elaine Chalus, Marjo Kaartinen “Gendering Spaces in European Towns, 1500-1914”, 2019г.
Иоганн Георг Коль (Johann Georg Kohl, 1808-1878) — немецкий географ и путешественник, основатель транспортной иерархической модели. Иоганн изучал право в Гёттингенском, Гейдельбергском и Мюнхенском университетах. С 1830 по 1836 в качестве воспитателя переселился в Курляндию, С 1837 года путешествовал по Лифляндии и южной России, в мае 1837 года посетил Санкт- Петербург и Москву, служа учителем в доме графа Александра Григорьевича Строганова. Вернувшись в 1838 году в Германию, он поселился в Дрездене и в 1841 издал ряд работ: “Петербург в иллюстрациях и чертежах” (Petersburg in Bildern und Skizzen), «Reisen in Innern v. Russland und Polen», «Reisen in Südrussland» и «Die deutschen Ostseeprovinzen». После посещения России Иоганн издаёт в 1841 году главную свою работу «Транспортировка и поселение людей в зависимости от рельефа местности», где на примере города Москвы, сформулировал математическую теорию развития города в форме сферы и как в конце концов эти города будут развиваться за счет небоскребов и подземных торговых центров. И. Коль является основателем транспортной иерархической модели.
Амбруаз Тардьё (Ambroise Tardieu, 1788-1841) – французский иллюстратор, географ-гравер, член Центральной комиссии Общества географии. Сын гравера Антуана Франсуа Тардьё, Амбруаз пошел по его стопам. Однако образование он получил у своего дяди Пьера Александра Тардьё. Затем Амбруаз Тардьё поступил на службу в Картографическую службу военно-морского флота (Dépôt des cartes et plan de la Marine) и продолжил в Картографической службе фортификации (Dépôt des Fortification); между 1811 и 1814 годами был переведен в Лесную администрацию. Затем Амбруаз Тардьё работал в собственной студии с пристроенным магазином, где изготавливал и продавал гравюры для открыток и книг. В дополнение к своему основному занятию, он также работал в качестве редактора и с 1823 по 1824 он издавал журнал La Muse française. Одной из его основных работ была “Iconographie universelle, ancienne et modern”, в которой он опубликовал портреты около 800 известных людей в период с 1820 по 1828 год. Известна его интерпретация развертывания наполеоновской армии в битве при Аустерлице под названием «La colonne de la Grande Armée d’Austerlitz» с 36 гравюрами на меди. Амбруаз Тардьё также иллюстрировал книги, такие как роман Жана-Жака Бартелеми «Voyage du jeune Anacharsis en Grèce».
Административное деление Санкт-Петербурга. В 1737 году по предложению Комиссии о Санкт-Петербургском строении город был разделен на на пять адмминистративных единиц — Полицейских Частей: Адмиралтейскую (Адмиралтейский осрров), Васильевскую (Васильевский остров), Петербургскую (Петербургская и Выборгская стороны), Московскую и Литейную. По Городовому положению 1782 года существовало уже 10 частей и 42 квартала (по 50-100 домов в каждом). Во главе Полицейских Частей стояли частные приставы. В 1792 году из Петербургской части выделена Выборгская часть. В 1799 году Адмиралтейская часть разделена на 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Адмиралтейские части, Охта вошла в Выборгскую часть. Полицейских Частей стало уже 11, а в 1849 году — 13 (добавлены Каретная и Коломенская части), в 1858 году — 12 (две Адмиралтейские части объединены в одну). В 1865 году произошло переименование Полицейских Частей, структура и названия которых сохранялись до 1917 года.