…
План крепости и города С.Петербурга
План Петербурга, отражающий как фактическую, так и планируемую застройку, в частности, сеть каналов на Васильевском острове показана в соответствии с неосуществленным проектом архитектора Д. Трезини. Справа внизу картуш с портретом Петра I в окружении аллегорических фигур и батальной сценой на заднем плане; портрет скопирован с гравюры А. Зубова из «Книги Марсовой…» (СПб., 1713). В левом верхнем углу находится легенда с более чем 50 достопримечательностями, ниже под текстом изображение форта Кроншлот.
Топографическая основа представленного плана была позаимствована из гравированного плана Санкт-Петербурга, изданного в 1717 году в Париже Николя (Николасом) де Фером по заказу находившегося там в то время царя Петра I. Как известно, сам Петр Первый в свое время нарисовал план Санкт-Петербурга, и этот рисунок лег в основу многих карт (например, Оттенса и Хоманна), пока в 1729 году не были проведены топографические съемки и в 1737 году издана первая официальная карта города. В 1717 году Петр I с делегацией посетил Францию, где де Фером, скорее всего, и были получены сведения и план Петербурга из рук самого царя.
План отнсится к числу лучших картографических памятников XVIII столетия и имеет историко-культурное, художественное значение, может представлять интерес для музейного собрания. Идеально для роскошного представительского подарка. Известные экземпляры: Российская национальная библиотека (РНБ), Код документа в НЭБ: 000200_000018_RU_NLR_DIGIT_3133; Российская государственная библиотека, Шифр хранения: KGR Ко 1/VIII-31; Национальная библиотека Баварии, (OCoLC)165568980 (DE-599)BVBBV004257051; Библиотека Гёттингенского университета (Göttingen, Niedersächsische Staats- und Universitätsbibliothek; PPN: 000087408), Государственный Русский музей (Гравюра резцом. И.: 46,1 х 65,0. Д.: 47,0 х 66,2. Л.: 50,3 х 69,8, Гр.-16841). Интересно, что на сайте “Виртуальный Русский музей” план атрибутируется как “План Санкт-Петербурга XVIII век (?). Неизвестный художник”.
Библиография: 1. Richard Bertling “Richard Bertling Lager-Katalog von Richard Bertling in Dresden N29”. 1893 г., Дрезден. Стр. 30. 2. Безпятых. “Феномен Петербурга, труды Международной конференции, состоявшейся 3-5 ноября 1999 года во Всероссйском музее А.С. Пушкина”. Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ. 2000 г. Стр. 316.
Георг Пауль Буш (Georg Paul Busch, 1682-1759) – немецкий гравер, ученик Константина Фридриха Блезендорфа (Constantin Friedrich Blesendorf). В 1712 году он впервые упоминается как гравер в адресном календаре Берлина. Георг Пауль Буш стал успешным и известным при прусском дворе. Среди его выдающихся учеников были известные граверы: Георг Фридрих Шмидт и Кристиан Бенджамин Глассбах. Иоганн Давид Шлейен, вероятно, тоже учился у него. Буш был достаточно творчески плодовит. Список его гравюр включает 119 листов, в том числе 94 портрета и 12 современных исторических сцен. Его успех, вероятно, был обусловлен также широкой программой его мастерской, которая также была адаптирована к актуальным запросам. Буш поставлял календари Comtoir, простые календари и гравюры для сборников гимнов Порста (Porstschen Gesangbücher). В собрании Государственного Эрмитажа находятся девяносто пять гравюр работы Георга Пауля Буша, но этот план Петербурга отсутствует.