…
Старинный план Москвы XIX века
План разбит на 20 частей и составлен в пределах Камер-Коллежского вала с охватом небольшого близлежащего по валу района. На боковых полях восемь изображений. По левому полю: «Vue de la place des boutiques»; «Vue du Kremlin prise du pont de pierre»; «Vue de l’Institut de St-e Catherine»; «Vue de la tour de Soukharef»; (Вид торговой [Красной] площади; Вид Кремля с Каменного моста; Вид Екатерининского института; Вид Сухаревой башни). По правому полю: «Vue de l’ancien Palais des Tsars», «Vue du Pont de pierre prise du Kremlin», «Vue de la Maison des enfants trouvis», «Vue du Theatre Imperial». (Вид старого царского дворца; Вид Каменного моста от Кремля; Вид воспитательного дома; Вид императорского театра). Внизу под рамкой слева направо: «Paris, chez Pillet, Editeur de la Collection des Moeurs Francaises, Anglaises, Ecossaises, Irlandaises, Espagnoles, Greques, Italiennes, Russes et Suisses. Rue des Grands Augustins № 7» и далее: «Dessin et grav. par Ambroise Tardieu» (Издатель собрания обычаев французских, английских, шотландских, ирландских, испанских, греческих, итальянских, русских и швейцарских… Рисовал и гравировал Амбруаз Тардьё).
Ещё один известный экземпляр плана находится в собрании Государственного исторического музея (гр. 6570 / л—192).
Библиография: 1. С. А. Клепиков. “БИБЛИОГРАФИЯ ПЕЧАТНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДА МОСКВЫ XVI—XIX ВЕКОВ. Под редакцией и со вступительной статьей академика М. И. Тихомирова. (Москва, 1956г.), ПЛАНЫ XIX ВЕКА, N105; 2. Бокачев “Географические карты России XV-XIX столетия” (СПб., 1892), N429 (датирует 1820-ми гг.)
“Петербург, Москва и провинции, или Очерки русских нравов и обычаев в начале XIX века…” принадлежит перу Жан-Пьера-Эмиля Дюпре де Сен-Мора (Emile Dupré de Saint-Maure, 1772-1854) — французского чиновника и литератора, кавалера ордена Почетного Легиона. Дюпре де Сен-Мор находился в России 5 лет, с 1819 по 1824 год. Реззультатом пребывания явилась антологиюя русской поэзии, причем преимущественно современной. Также в 1829 вышла книга «Отшельник в России» — в отличие от своих предшественников, отзывавшихся о России с неприязнью и даже презрением или, напротив, в преувеличенно восторженных тонах, Дюпре де Сен-Мор стремился к беспристрастной и справедливой характеристике страны и ее народа. В 1830 году вышла книга “Петербург, Москва и провинции, или Очерки русских нравов и обычаев в начале XIX века…”, продолжение «Отшельника в России». Полное издание находится в собрании Государственной публичной исторической библиотеки России (Фонд: КХ, Шифр: 139 1/83, Инв.№: 0255444).
Амбруаз Тардьё (Ambroise Tardieu, 1788-1841) – французский иллюстратор, географ-гравер, член Центральной комиссии Общества географии. Сын гравера Антуана Франсуа Тардьё, Амбруаз пошел по его стопам. Однако образование он получил у своего дяди Пьера Александра Тардьё. Затем Амбруаз Тардьё поступил на службу в Картографическую службу военно-морского флота (Dépôt des cartes et plan de la Marine) и продолжил в Картографической службе фортификации (Dépôt des Fortification); между 1811 и 1814 годами был переведен в Лесную администрацию. Затем Амбруаз Тардьё работал в собственной студии с пристроенным магазином, где изготавливал и продавал гравюры для открыток и книг. В дополнение к своему основному занятию, он также работал в качестве редактора и с 1823 по 1824 он издавал журнал La Muse française. Одной из его основных работ была “Iconographie universelle, ancienne et modern”, в которой он опубликовал портреты около 800 известных людей в период с 1820 по 1828 год. Известна его интерпретация развертывания наполеоновской армии в битве при Аустерлице под названием «La colonne de la Grande Armée d’Austerlitz» с 36 гравюрами на меди. Амбруаз Тардьё также иллюстрировал книги, такие как роман Жана-Жака Бартелеми «Voyage du jeune Anacharsis en Grèce».