…
Кухня Тенирса
Происхождение прототипа: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В Государственном Эрмитаже с 1779 года. Регистрационный номер – ГЭ-586. В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Бойделла.
Изображение выполнено зеркально относительно прототипа. Слева под изображением имя художника-инвентора Давида Тенирса Младшего и рисовальщика гравюры Джорджа Фарингтона. Печатная подпись гравера Жана Батиста Мишеля справа внизу. Посередине внизу английское название – Teniers’s Kitchen, герб семьи Уолполов и размеры картины-прототипа. Под гербом адрес лондонского издателя Джона Бойделла и дата публикации – 1 июля 1777 года.
Состояние: Плотная бумага верже. Характерный след печатной платы по всему периметру. Фоксинг отсутствует. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.
В сугубо жанровой, на первый взгляд, картине художник изобразил аллегорию “Четырех стихий”. Фигура сокольничего с соколом олицетворяет Воздух. Для того, чтобы раскрыть подтекст этой очень жанровой по характеру фигуры, Тенирс помещает ее под окном, из которого струятся воздух и свет. Огонь символизируют жаровня на столе, очаг печи и изображенные рядом повар с помощниками. Воду символизируют рыбаки (в центре и справа) с рыбой и другими морскими животными. В тенирсовской интерпретации четырех стихий фигура сокольничего выполняет как бы двоякую роль. Помимо Воздуха, она олицетворяет стихию Земли, поскольку сокольничий в то же время является охотником: он изображен в окружении собак и битой дичи, а у его ног – всевозможные плоды земли (капуста, яблоки и др.). Из атрибуции Государственного Эрмитажа.
Известные экземпляры: Государственный Эрмитаж (инвентарный номер ОГ-233917); Музей герцога Антона Ульриха в Брауншвейге (Herzog Anton Ulrich-Museum Braunschweig, Druckgraphik JBMichel AB 2.9.); Художественный музей Филадельфии (Philadelphia Museum of Art, номер 1985-52-27583); Художественный музей “Галерея Альбертина” (Albertina, Wien, Österreich, инвентарный номер H/II/52/52).
Библиография: 1. Le Blanc 1854-1890. , S. III.26.34. 2. Nagler Künstlerlexikon 1835-1852. , S. IX.244.8.
Всего в собрании Государственного Эрмитажа находится 54 гравюры работы Жана-Батиста Мишеля
Давид Тенирс Младший (David Teniers, 1610-1690) — один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.
Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла. Некоторые из лучших гравюр в истории британского искусства относятся к серии Бойделла, созданных по произведениям из коллекции графа Орфорда. Начиная с 1781 года Бойделл поручил лучшим мастерам Англии выгравировать картины мастеров эпохи Возрождения из его уникальной коллекции в Хоутон-Холле. В общей сложности к 1788 году были созданы сто двадцать восемь гравюр. Эта оригинальная гравюра является одной из них.