…
Торжественное вступление союзных государей в Париж,
31 марта 1814 года
Идеально для роскошного представительского подарка!
Предмет музейного уровня и представляет безусловную историческую ценность. Ещё несколько извстных экемпляров гравюры храниятся: в Государственном Историческом Музее (Москва) под инвентарным номером И III 20083, в Саксонской земельной библиотеке – университетской библиотека Дрездена (Sächsische Landesbibliothek – Staats- und Universitätsbibliothk Dresden), Национальной библиотеке Франции (Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans); Британском музее (Museum number 1886,1012.439) также в Макгиловской Библиотеке в Канаде (McGill Library).
Прекрасное коллекционное состояние, оттиск яркий и четкий. Фоксинг отсутствует. Verso blanc.
Библиография: 1. Ровинский Д. А. “Подробный словарь русских гравированных портретов” Том: Т. 4 Приложение, заключение и алфавитные указатели, кол. 84; СПб, 1889г.; 2. “Памяти 1812 года. Каталог выставки. Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, книги, документы XIX век”. – Казань: Заман, 2012. – 112 с.: ил.; стр. 51.
Торжественный въезд союзных войск в Париж через арку Сен-Мартен. В середине группы всадников – император Александр I в зелёном мундире Преображенского полка на белом коне Эклипсе (подарок Наполеона Александу I в 1807 году в Тильзите), кайзер Фридрих-Вильгельм Прусский и фельдмаршал Шарль Филипп Шварценберг (Австрия) и генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли. Перед свитой проходят стройные шеренги эскорта гвардейских казаков в характерных мундирах. Вдоль домов по обеим сторонам площади стоят парижане. Женщины машут платочками, а мужчины поднимают кверху цилиндры, явно с радостью и оживлением приветствуя этот торжественный въезд.
Маршал Мормон 31 марта 1814 года привёз в ставку Александра I ключи от города со словами: «Сир, умоляю Вас пощадить Париж!». Жители Парижа вначале опасались прихода варварских войск. Однако завоеватели не только не грабили город, но, напротив, за все платили наличными, а знаменитый атаман Платов, зная лихой нрав своих казаков, издал приказ: «Обывателям города Парижу никакой обиды не чинить; наипаче не обижать ихних мадамов и мамзелей; кроме, если по взаимному согласию. Помните, что мы присяжные казаки русского императора, войско благородное и цибулизованное».
Издание “Иллюстрированные записки важных событий в летописи Европы в годы 1812, 1813, 1814, и 1815” увидело свет в Лондоне в 1815 году и состояло из двух частей, а также нескольких дополнений к ним. Составителем и художником выпусков был Томас Хартвелл Хорн (1780–1862). Оригинальные гравюры были раскрашены вручную; многие листы были исполнены по рисунку с натуры с места событий. В гравюрах, представленных в альбоме, можно наглядно проследить историю наполеоновских войн, начиная с 1812года – города Смоленск и Москву, а также города Европы: Данциг (Гданьск), Берлин, Дрезден, Лейпциг, Гамбург, Париж. Художественно исполненные батальные сцены важнейших сражений с наполеоновской армией передают освободительный дух прошедшей войны: битва в окрестностях Лейпцига, битва при Ватерлоо. Триумф государей-союзников передан гравюрой «Торжественный въезд в Париж…», на которой даже мельчайшие детали проникнуты исключительностью события.