…
Старинный портрет императора Николая I в санях на фоне Петропавловской крепости
Прототипом представленной литографии является картина Николая Егоровича Сверчкова “Николай I в санях” (Коллекция Государственного Русского музея). Была выбрана форма портрета, которая, наряду с конным портретом, в середине ХIХ века на какое-то время приобрела популярность и существовала как “каноническая”. Она сочетает элементы анималистического, бытового и портретного жанров, своеобразную парадность и интимность. Отмечены горделивая замкнутость и холодность монарха, невозмутимость возницы, резвый бег орловского рысака по заснеженной набережной. Портрет пользовался большой популярностью и неоднократно повторялся и варьировался художником: вариант композиции находился в собрании С. С. Боткина, СПб; вариант 1850-х — в ГЭ; 1895 — в Дальневосточном художественном музее. Картина была литографирована В. Ябом в Берлине в 1850-х, в 1855 — В. Ф. Тиммом (вариант с изображением Петропавловской крепости на дальнем плане).
Хорошая коллекционная сохранность, фоксинг отсутствует. Были проведены реставрационные работы по чистке и укреплению разрывов. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Редкость.
Николай Егорович Сверчков (1817—1898) — русский баталический и жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств.
Василий Федорович Тимм (1820-1895) – российский художник и график, мастер батальных и жанровых сцен. Родился в 1820 году в Лифляндской губернии в семье бургомистра Риги. В 1835 году поступил в Императорскую Академию художеств в в Санкт-Петербурге, где главным его наставником был профессор А.И. Зауервейд. Во время обучения за картины с батальными сценами Тимм был удостоен награждения большой и малой серебряными медалями. В 1839 году Василий Тимм закончил обучение в Академии художеств и в середине 1840–х отправился в Париж, работал там под руководством живописца Ораса Верне, совершил поездку в Алжир и, участвуя в парижских салонах, обратил на себя внимание любителей искусства картинами «Русский фельдъегерь», «Взятие Смалы» и «Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни в Алжире». Возвратившись в 1849 году в Россию, Тимм издавал периодический сборник литографий с небольшим объяснительным текстом, с названием: «Русский художественный листок», в котором помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. За его акварельные и карандашные рисунки, большое количество которых находится в альбомах особ императорской фамилии, Академия художеств в 1855 году возвела его в звание академика.