Бега на Неве. Орловский. 1904 (1814). Старинная литография

Бега на Неве. Орловский. 1904 (1814). Старинная литография
Бега на Неве. Орловский. 1904 (1814). Старинная литография

60 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1904 (1814)
Художник: Александр Осипович Орловский
Техника: литография
Страна: Российская империя
Город: Санкт-Петербург
Издатель: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг
Выполнено для: Бенуа А. Н. "Русская школа живописи"
Оригинальное название: А. Орловский. Бега на Неве. Акварель. Собрание Е. Г. Шварца в С.-Петербурге
Язык: русский (дореформенная орфография), французский
Категорий: , , , , .

Прототипом представленной работы является акварель 1814 года Александра Осиповича Орловского “Бега на Неве”, которая в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (бумага, акварель. 40,8 х 57,8
Р-8281). Лист (19х27 см.) наклеен на серую подложку (32х44 см.) с названием на двух языках. Экземпляр отличного качества, яркий и четкий.  Представляет интерес для музеев, ценителей истории.

Бега на Неве зимой были одним из любимых зрелищ петербуржцев, они проводились часто и собирали множество зрителей на льду реки перед стрелкой Васильевского острова. С выбранной художником точки зрения открывается вид на Петроградскую сторону с Владимирским собором, построенным по проекту А. Ринальди и восстановленным после пожара 1784 года И. Е. Старовым, а также на одну из Ростральных колонн на стрелке. В русском искусстве первой трети XIX века никто не мог соперничать с А. О. Орловским в умении передать стремительность бега лошадей, что удавалось ему всегда с непревзойденным мастерством. Русская езда, от которой захватывает дух, была мотивом многих произведений художника.

Александр Осипович Орловский (1777-1832) — русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения. Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье, начал обучение в Варшаве у живописца Ж. Норблена де ла Гурдена. В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: “Бега на Неве”, “Лихач” и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки “Привал арестантов”, “Нищие крестьяне у кареты” (оба 1815) и др. В 1819 году был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов. Орловский — талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.