…
Прототипом представленной работы является акварель 1814 года Александра Осиповича Орловского “Бега на Неве”, которая в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (бумага, акварель. 40,8 х 57,8
Р-8281). Лист (19х27 см.) наклеен на серую подложку (32х44 см.) с названием на двух языках. Экземпляр отличного качества, яркий и четкий. Представляет интерес для музеев, ценителей истории.
Бега на Неве зимой были одним из любимых зрелищ петербуржцев, они проводились часто и собирали множество зрителей на льду реки перед стрелкой Васильевского острова. С выбранной художником точки зрения открывается вид на Петроградскую сторону с Владимирским собором, построенным по проекту А. Ринальди и восстановленным после пожара 1784 года И. Е. Старовым, а также на одну из Ростральных колонн на стрелке. В русском искусстве первой трети XIX века никто не мог соперничать с А. О. Орловским в умении передать стремительность бега лошадей, что удавалось ему всегда с непревзойденным мастерством. Русская езда, от которой захватывает дух, была мотивом многих произведений художника.
Александр Осипович Орловский (1777-1832) — русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения. Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье, начал обучение в Варшаве у живописца Ж. Норблена де ла Гурдена. В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: “Бега на Неве”, “Лихач” и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки “Привал арестантов”, “Нищие крестьяне у кареты” (оба 1815) и др. В 1819 году был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов. Орловский — талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.