…
Гравюра выполнена по акварельному рисунку М. М. Иванова. В основу рисунка легли натурные зарисовки, сделанные художником во время боя.
Известный экземпляр: Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области “Ирбитский государственный музей изобразительных искусств” (нвентарный номер: Г262).
Штурм турецкой крепости Измаил в ходе второй русско-турецкой войны (1787–1791) был предпринят по приказу главнокомандующего южной армией генерал-фельдмаршала Григория Потемкина. После многократных неудавшихся попыток покорить считавшуюся неприступной крепость 22 декабря 1790 русские войска под командованием генерал-аншефа Александра Суворова после осады штурмом наконец взяли турецкую твердыню. Взятие Измаила, расположенного в стратегически важной точке пересечения путей на берегу Дуная, имело большое политическое значение. Оно повлияло на дальнейший ход войны и на заключение в 1792 году Ясского мирного договора между Россией и Турцией.
Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823) — русский живописец и акварелист, один из основоположников и главных мастеров классицистического пейзажа последней трети XVIII века. Академик (с 1785 г.; ассоциированный член — «назначенный» с 1779 г.) и профессор (с 1800 г.) Императорской Академии художеств, хранитель отдела рисунков императорской коллекции в Эрмитаже (с 1792 г.). Сын солдата Семёновского полка, был принят в Академию художеств в Петербурге, где получил право на пенсионерскую поездку в Европу. В Париже (1770—73 гг.) учился у Жана-Батиста Лепренса. Во время своего пребывания за границей Иванов много путешествует, побывав в Сицилии, Испании, Швейцарии, пишет пейзажи с натуры. По возвращении в Россию в августе 1779 года был признан «назначенным», то есть кандидатом в академики. В 1780 году был прикомандирован к светлейшему князю Г. А. Потёмкину. Иванов должен был изображать по указанию князя «все местности и события, чем либо замечательные». Сделал многочисленные рисунки Кавказа, Крыма и других мест России. Работал в батальном жанре (изображения штурмов Очакова и Измаила). В 1785 году был произведён в академики. После смерти Г. А. Потемкина вернулся в Санкт-Петербург. Был хранителем рисунков императорской коллекции в Эрмитаже, с 1800 года преподавал в Академии художеств в классе батальной живописи, с 1804 года — также и в классе ландшафтной живописи.
Михаил Андреевич (Афанасьевич) Иванов (1781 – 12.07.1831, Петербург), художник-график, почет, б-рь ПБ 1812-31.. Из “унтер-офицерских детей”. Воспитывался с 1788 в Акад. художеств, где за рисунки получил малую (1801) и большую (1802) серебр. медали. В 1803 выпущен с аттестатом 1-й степени и оставлен при Акад., работал под руководством И.-С. Клаубера. Гравировал резцом на меди для ряда изд., в частности, для изд. коллекции эстампов галереи гр. А. С. Строганова (1807), а также по рисункам ряда отеч. художников (А. Е. Егорова, О. А. Кипренского, Е. О. Скотникова и др.) и своим собств.- с картин западноевроп. мастеров. В 1810-30-е работал как гравер, гл. обр., в кн. иллюстрации.
5 мая 1812 определен почет, б-рем ПБ, где исполнял обязанности художника-гравера.
Осн. работы – гравюры для изд.: Дмитриев И. И. Басни (СПб., 1810); Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. И. Ф. Крузенштерна (СПб., 1812); Жуковский В. А. Певед во стане русских воинов (СПб., 1813); Крылов И. А. Басни (СПб., 1815); Пушкин А. С. Руслан и Людмила (СПб., 1820); Журн. изящных искусств: Изд. В. И. Григоровича (1823-25) и др.
Справ.: Художники народов СССР: Библиогр. слов. 1970; Кондаков; Петров П. Н. Сборник материалов для истории Академии художеств за сто лет ее существования. СПб., 1864. Т. 1; РБС; Ровинский; Собко Н. П. Словарь русских художников. СПб., 1805. Т. 2.
Иванов, Мих. Аф. 3. “Вид сражения под Каушанами, в 1789-м году Сентября 13-го дня” 5.10½ х 12. — 4. “Вид сражения. под Аккерманом, в 1789-м году Сентября 29-го дня”. 5.11 х 11.7½ — 5. “Вид штурма крепости Измаил от каменной батареи со стороны реки Дуная в 1790-мъгодуДекабря11-годня”.5.8½ х 11.11. — 6. “Сабля, пожалованная Императрицею Екатериною”. — 7. “Брилиянтовое перо”. — 8. “Портрет английского принца регента | носимый на груди на светлосиней ленте. | Гр. А. Флоров”. — 9. “Полоса или Клинок, Английской сабли с двух сторон”. — 10. “Вид Загородного дома на Мышкине (гр. Платова). Грав. И. Ческий”. 3.5 х 6.1.
{Ровинский}