Пётр I и гетман Полуботок в 1724 году. Волков. 1905г. Гравюра

Пётр I и гетман Полуботок в 1724 году. Волков. 1905г. Гравюра
Пётр I и гетман Полуботок в 1724 году. Волков. 1905г. Гравюра

23 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1905
Художник: Василий Алексеевич Волков
Гравёр: аноним
Техника: гравюра на дереве (ксилография)
Город: Лейпциг
Издатель: Verlag von Ernst Keils Nachfolger (Издательство преемника Эрнста Кейля)
Выполнено для: Die Gartenlaube – Illustrirtes Familienblatt
Размер изображения (см): 17,5 x 24,6
Размер листа (см): 21,5 x 29,4
Оригинальное название: Peter der Grosse bei einem gefangenen atamanischen Kosaken. Gemälde von J. J. Wolkow
Язык: немецкий
Категории: , .

Император Пётр Великий посещает наказного гетмана Полуботка в каземате Петропавловской крепости в 1724 году

Прекрасное коллекционное состояние, оттиск яркий и четкий. Бумага имеет лёгкий кремовый оттенок. Фоксинг отсутствует. Verso text.

В 1901 году картина Волкова «Император Пётр Великий посещает наказного гетмана Полуботка в каземате Петропавловской крепости в 1724 году» появилась на ежегодной передвижной выставке в Москве. Сюжет картины — украинская историческая легенда. 18 (29) декабря 1724 г. в Петропавловской крепости умер черниговский полковник и наказной (временно исполнявший обязанности гетмана по назначению в Войске Запорожском в XVII — XVIII веках) гетман Правобережной Украины Павел Леонтьевич Полуботок, обвинявшийся в многочисленных злоупотреблениях и превышении власти. Легенда сделала его борцом с московской тиранией. Рассказывали, что умирающего посетил сам император, и будто бы услышал от него такие слова: «Я знаю, что ждут нас оковы и мрачные темницы, где уморят нас гладом и притеснением по обычаю московскому: но пока ещё жив, говорю тебе истину, о государь! что воздаси ты непременно отчёт перед Царём всех царей, всемогущим Богом, за погибель нашу и всего народа». По другой версии, также легендарной, умирающий Павел Полуботок бросил царю Петру короткую зловещую фразу: «Скоро, очень скоро суд Божий рассудит Петра с Павлом!». Как известно, Пётр Великий умер 28 января (8 февраля) 1725 г., то есть на 41-й день после Полуботка. Общественный резонанс, вызванный картиной Волкова, был довольно велик: статьи с упоминанием о ней напечатали журналы «Искры», «Нива», «Наш журнал». Кроме каталога выставки, где помещена была чёрно-белая репродукция картины, появились воспроизводящие её почтовые открытки. Судьба оригинала картины неизвестна. По одной из версий, сразу же после выставки 1901 года художник продал её специально приезжавшему за ней в Елисаветград покупателю-англичанину. В настоящее время знаменитая картина известна лишь по репродукциям. Указывают на существование копии Я. Винглянского (1911 г.), но она, по всей видимости, воспроизводит не оригинал, а раскрашенную открытку 1901 года.

Василий Алексеевич Волков (1840-1907) — русский и украинский живописец и портретист, акварелист, передвижник. статский советник. В 1858—1863 обучался в петербургской Императорской Академии художеств. По окончании академии в 1868 переехал на Украину и поселился в Полтаве. В 1861 г. получил звание учителя рисования в гимназиях, в 1867 г. — звание классного художника 3 степени. В 1875—1907 гг. преподавал рисование в Петровском Полтавском кадетском корпусе и в Институте благородных девиц. Создал собственную художественную студию. Участник Товарищества передвижных художественных выставок.

Журнал Die Gartenlaube – Illustrirtes Familienblatt был предшественником современных журналов и первым крупным и успешным немецким массовым изданием. Издавался Ернстом Кейлем (Ernst Keil Verlag) в Лейпциге с 1853 года тиражом 5000 экземпляров. Первым редактором был Фердинанд Штолле до 1862 года, потому что Кейл – социально критичный ветеран революции 1848 года – потерял свои гражданские права из-за оскорбления прессы. С 1862 года Кейл издавал журнал самостоятельно. После его смерти в 1878 году – Эрнст Зиль, а затем, в 1884 году, Адольф Крёнер в качестве редактора. Журнал выходил еженедельно до 1889 года включительно. В 1861 году Die Gartenlaube стал первым в истории немецким журналом, выпущенным тиражом в 100 000 экземпляров. Под руководством Эрнста Кейля в 1875 году тираж составил уже 382 000 экземпляров. Поскольку журнал был доступен в многочисленных библиотеках и кафе, фактическая аудитория оценивается от двух до пяти миллионов человек.