…
Фототипия выполнена по фотографии ателье “Braun, Clement et Cie” по картине, находящейся в собрании музея Монпелье (Musee du Montpellier) с ошибочным названием “PORTRAIT DE LA PRINCESSE MARIE DE RUSSIE / Par Mme VIGEE LEBRUN” (ПОРТРЕТ ПРИНЦЕССЫ МАРИИ РОССИЙСКОЙ / Автор: г-жа ВИЖЕ ЛЕБРЕН), где верно лишь имя художника.
Известно несколько вариантов пртрета великой княгини Елизаветы Алексеевны авторства Виже-Лебрен:
– Первичный, подписной и датированный 1797 г., портрет вел. кн. Елизаветы Алексеевны (WO B 8012, Hessische Hausstiftung, Кронберг)
– Эрмитажный портрет (ГЭ-7615) явл авторским повторением;
– тогда как монпельерский портрет (876.3.60, Музей Фабра) является копией.
Из каталога Эрмитажа:
– “Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны. ГЭ 7615. Холст, масло. 80 х 65,5. Написан в 1798 году по заказу Елизаветы Алексеевны для ее матери, маркграфини Баденской Амалии, но остался в Зимнем дворце, а для подарка художница исполнила второй портрет (без какой-либо аргументации Л. Николенко считает эрмитажный портрет репликой).
*Варианты: с несколькими измененными пропорциями и поворотами фигуры – Музей Фабр, Монпелье (Л. Рео считает, что это и есть экземпляр маркграфини Баденской);
*портрет с пейзажным фоном – частное собрание, Париж;
*три варианта пастелью – один из них художница увезла с собой в Дрезден, два других оставались в Петербурге и экспонировались в 1905 году в Таврическом дворце.
*Имеются многочисленные гравюры. Картина приобрела известность благодаря гравюре И.С. Клаубера, сделанной, как и портрет, в 1798 году”.
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен, также Виже-Лебрён (Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun,1755-1842) — французская художница, мастер светского портрета, автор подробных воспоминаний. Любимая художница королевы Марии-Антуанетты, после революции Виже-Лебрен была вынуждена покинуть Францию. В конце 1790-х годов работала в России. C 1780-х годов Виже-Лебрен много ездила по Европе, работая в разных странах. В этих поездках были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 годах — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Фёдоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрен была избрана в местные Академии художеств. Переждав таким образом французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона Бонапарта. Виже-Лебрен оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 годах, российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски.
Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, Luise Marie Auguste von Baden; 1779-1826) — российская императрица, супруга императора Александра I. Дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской.
Braun, Clément & Cie – компания существовала с 1889 по 1910 год, её основали Гасион Браун, сын фотографа Адольфа Брауна, Леон Клеман и другие. Компания специализировалась на художественной и пейзажной печати.