Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, будущей императрицы, супруги императора Александра I. 1904г. Фототипия

Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, будущей императрицы, супруги императора Александра I. 1904г. Фототипия
Продано

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1904
Художник: Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен,
Техника: фототипия
Страна: Франция
Город: Париж
Выполнено для: L’Illustration (Иллюстрация)
Размер листа (см): 56,5 x 38,0
Оригинальное название: PORTRAIT DE LA PRINCESSE MARIE DE RUSSIE / Par Mme VIGEE LEBRUN
Язык: французский
Категории: , .

Фототипия выполнена по фотографии ателье “Braun, Clement et Cie” по картине, находящейся в собрании музея Монпелье (Musee du Montpellier) с ошибочным названием “PORTRAIT DE LA PRINCESSE MARIE DE RUSSIE / Par Mme VIGEE LEBRUN” (ПОРТРЕТ ПРИНЦЕССЫ МАРИИ РОССИЙСКОЙ / Автор: г-жа ВИЖЕ ЛЕБРЕН), где верно лишь имя художника.

Известно несколько вариантов пртрета великой княгини Елизаветы Алексеевны авторства Виже-Лебрен:
– Первичный, подписной и датированный 1797 г., портрет вел. кн. Елизаветы Алексеевны (WO B 8012, Hessische Hausstiftung, Кронберг)
– Эрмитажный портрет (ГЭ-7615) явл авторским повторением;
тогда как монпельерский портрет (876.3.60, Музей Фабра) является копией.
Из каталога Эрмитажа:
– “Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны. ГЭ 7615. Холст, масло. 80 х 65,5. Написан в 1798 году по заказу Елизаветы Алексеевны для ее матери, маркграфини Баденской Амалии, но остался в Зимнем дворце, а для подарка художница исполнила второй портрет (без какой-либо аргументации Л. Николенко считает эрмитажный портрет репликой).
*Варианты: с несколькими измененными пропорциями и поворотами фигуры – Музей Фабр, Монпелье (Л. Рео считает, что это и есть экземпляр маркграфини Баденской);
*портрет с пейзажным фоном – частное собрание, Париж;
*три варианта пастелью – один из них художница увезла с собой в Дрезден, два других оставались в Петербурге и экспонировались в 1905 году в Таврическом дворце.
*Имеются многочисленные гравюры. Картина приобрела известность благодаря гравюре И.С. Клаубера, сделанной, как и портрет, в 1798 году”.

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен, также Виже-Лебрён (Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun,1755-1842) — французская художница, мастер светского портрета, автор подробных воспоминаний. Любимая художница королевы Марии-Антуанетты, после революции Виже-Лебрен была вынуждена покинуть Францию. В конце 1790-х годов работала в России. C 1780-х годов Виже-Лебрен много ездила по Европе, работая в разных странах. В этих поездках были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 годах — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Фёдоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрен была избрана в местные Академии художеств. Переждав таким образом французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона Бонапарта. Виже-Лебрен оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 годах, российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски.

Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, Luise Marie Auguste von Baden; 1779-1826) — российская императрица, супруга императора Александра I. Дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской.

Braun, Clément & Cie – компания существовала с 1889 по 1910 год, её основали Гасион Браун, сын фотографа Адольфа Брауна, Леон Клеман и другие. Компания специализировалась на художественной и пейзажной печати.