…
Петр I во время бури на Ладожском озере спасает утопающих
Картина, послужившая прототипом гравюры находится в Музее изящных искусств в Амьене (Musee de Picardie, Франция). В Русском музее находится уменьшенная копия-вариант картины К. Штейбена “Петр I во время бури на Ладожском озере спасает утопающих” работы Александра Евстафьевича Коцебу.
Под изображением слева внизу имя инвентора – Steuben pinx.’t; справа внизу имя гравёра – Migneret и дата – 1829. Под датой ниже подпись Depose. Хорошее коллекционное состояние, фоксинг отсутствует. Запоминающийся подарок и великолепное украшение кабинета. Может представлять интерес для музеев и частных собраний.
Ещё один известный экземпляр гравюры находится в собрании Рейксмюсеума (Rijksmuseum, Амстердам) под инвентарным номером RP-P-1905-6002
Библиография: 1. Le Blanc 4; 2. Ch. Gabet “Dictionnaire des artistes de l’école française au XIXe siècle “. 3. Ровинский, № 639.
Существует легенда, согласно которой в ноябре 1724 года, возвращаясь на яхте из поездки на Ладожский канал, у деревни Лахты Петр обнаружил севший в штормовую погоду на мель бот с женщинами и детьми и начал их спасать. В ледяной воде он простудился и затем проболел вплоть до своей кончины.
Карл Карлович Штейбен (Шарль, барон де Steuben) (19 апреля 1788 — 21 ноября 1856, Париж) — французский живописец немецко-русского происхождения. Сын вюртембергского офицера. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым в русскую службу, и некоторое время посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Затем был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, отправился в Париж и поступил в ученики к знаменитему художнику Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. Первая же картина Штейбена, выставленная в парижском салоне 1812 г., «Петр Великий в бурю на Ладожском озере», произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I (позднее попала в амьенский музей). После реставрации во Франции династии Бурбонов король Луи XVIII приказал воспроизвести картину Штейбена в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I, в начале XX в. гобелен находился в Большом Петергофском дворце. (В настоящее время гобелен украшает Южную стену Жёлтой залы Екатерининского корпуса Дворцово-паркового ансамбля Петергофа). Одно из важнейших его произведений, исполненных в Париже: “Эпизод из юности Петра Великого” (царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троице-Сергиевой лавры; 1827; в валансьенском музее). В 1831 г. король Луи-Филипп, ввиду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище. В 1833 г. Российская академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного члена. В 1843 г. он был вызван в Петербург для исполнения семи образов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора («Рождество Иоанна Предтечи», «Св. Иоаким и Анна», «Рождество Богородицы», «Вход во Иерусалим», «Распятие», «Воскресение Христово» и «Взятие Богоматери на небо»), Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину «Смерть генерала Моро в лейпцигской битве» и несколько прекрасных портретов (Гарфункля, В. Кокорева, Мамонтова, актера Самойлова и других, менее известных лиц). Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.