…
“Merlin” и “Firefly поражены адскими машинами
Слева показан трехмачтовый пароход «Firefly», двухмачтовый пароходофрегат «Мерлин» на втором плане справа.
Известный экземпляр – Национальный морской музей – Королевские музеи Гринвича (National Maritime Museum – Royal Museums Greenwich; ID: PAD6154). Британские коллеги ошибочно атрибутировали сюжет как: “Merlin” and “Firefly” struck by mines off Sveaborg (Helsinki) during the Crimean War” («Merlin» и «Firefly» подорвались на минах у Свеаборга (Хельсинки) во время Крымской войны).
Библиография: Catalogue of lithographic prints, books, &c. in the art gallery of Fuchs & Lang Mfg. Co., New York. 1913г.; N 2051
Гравюра была создана сразу после Крымской (Восточной войны) 1853—1856 годов между Российской империей и Великобританией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством. В России до начала XX века использовалось «французское» название «Восточная война», а также «Турецкая война», пока не было принято общеупотребительное обозначение «Крымская война». Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также в низовьях Амура, на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму, поэтому в России война получила название «Крымской»
20 июня 1855 года, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить Кронштадт, британские пароходы Merlin, Vulture и Firefly получили повреждения из-за подводных взрывов русских морских мин. Российские военно-морские специалисты установили более 1500 морских мин, или адских машин, разработанных Морицем фон Якоби и Иммануилом Нобелем, шведским изобретателем и промышленником, работавшим в то время в России. (отцом знаменитого Альфреда Нобеля). Хотя мины имели слабый заряд и не нанесли существенного вреда кораблям, следствием этого случая стал отказ командования англо-французского флота от ведения наступательных боевых действий на Балтийском море. Европейская пресса сразу же назвала эти мины «адскими машинами». Минные заграждения, мощные форты Кронштадта и корабли российского флота делали шансы союзников на успех минимальными.
Это был первый случай успешного применения мин в военно-морской истории и первый случай создания комбинированной оборонительной минно-артиллерийской позиции. С 1996 года приказом главнокомандующего ВМФ России 20 июня стал отмечаться как День специалиста минно-торпедной службы Военно-Морского флота России.
Джеймс Джон Уилсон Кармайкл, также известный как Джон Кармайкл (James John Wilson Carmichael, 1800–1868) – британский художник-маринист. Его первой исторической картиной, привлекшей внимание публики, была «Битва между Шенноном и Чесапиком». Затем он написал «Бомбардировку Алжира». Имя Кармайкла впервые появляется в качестве экспонента в 1838 году в Обществе британских художников, когда он представил картину маслом «Судоходство в Неаполитанском заливе» за ней последовали как картины маслом, так и акварели в Королевской академии, среди его работ – “Завоеватель”, буксирующий “Африку” с Трафальгарских отмелей (The Conqueror towing the Africa off the Shoals of Trafalgar, 1841 г.) и «Прибытие королевской эскадры» (1843 г.). В 1855 году, во время Крымской войны, Кармайкл был отправлен на Балтику делать рисунки для «Иллюстрированных лондонских новостей» (The Illustrated London News). Его картина обстрела Свеаборга, свидетелем которой он стал во время этого задания, была выставлена в Королевской академии и сейчас находится в коллекции Национального морского музея.
Джеймс Чарльз Армистейдж (James Charles Armytage, 1802 – 1897) – художник, гравер пунктиром и резцом, специализировался на небольших книжных иллюстрациях по работам современных художников, включая гравюры для «Современного художника» Джона Раскина (‘Modern Painter’s’; 1843-60 гг.). Армистейдж также производил гравюры по произведениям Дж. М. У. Тернера, сэра Уильяма Квиллера Орчардсона, Эйра Кроу, Жана-Леона Жерома и британца Ривьера для «The Art Journal». Считается, что за свою жизнь Армистейдж создал более 200 гравюр.