…
Бивуак казаков на Елисейских полях на антикварной гравюре XIX века
Прототипом представленной работы послужила гравюра Георга-Эмануэля Опица “Бивуак казаков на Елисейских полях в Париже в апреле 1814 года” (Государственный Эрмитаж, инвентарный номер ЭРГ-6681). Всего в собранииГосударственного Эрмитажа надится шесть роизведений Георга-Эмануэля Опица. Хорошее коллеционное состояние, незначительный фоксинг.
Ещё один экемпляр гравюры находится в собрании Архива Искусства и Истории (Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin) под инвентарным номером AKG125254
18 марта 1814 года был взят Париж; в тот же день для переговоров с Тайлераном первым, в сопровождении одного казака, в него въехал граф Нессельроде. «Бульвары были покрыты разряженной толпой», пишет граф в своих воспоминаниях, «казалось народ собрался, чтобы погулять на празднике, а не для того, чтобы присутствовать при вступлении неприятельских войск». 19-го марта союзные монархи торжественно вступили в Париж.
Другой очевидец граф Н. Н. Муравьев рассказывает, что, «на другой день после вступления русских войск в Париж, народ толпился по улицам и кричал: Vive le Roi! Старые роялисты бегали по улицам с белыми знаменами и жали руки русским офицерам, которых они встречали. Мальчишки бегали по улицам и пели куплеты, сочиненные во славу Александра и Бурбонов».
Среди вступивших в Париж союзных войск, наибольшую сенсацию производили казаки. Их бивуак в Елисейских полях был по целым дням осаждаем любопытными, по улицам их всегда сопровождали парижанки и парижане, выказывая не мало предупредительности и любезности. Через несколько дней около бивуака выросла целая масса кафе и балаганов, где казаки были желанными и почетными гостями! (Владимир Яковлевич Адарюков «Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках)», опубликовано в «Русском библиофиле» за 1911 год)
Опиц (Георг Эмануэль Opitz, 1775—1841) — нем. живописец и гравер, ученик Казановы в Дрездене. До 1807 г. писал портреты, а потом стал изображать жанровые сюжеты. Известен преимущественно своими акварелями и гуашами, изображающими сцены парижской жизни в эпоху первой франц. империи и падения Наполеона I. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)