…
Фантазийный эпизод Польского восстания 1830-31 годов
“Доблестные” польские военные обращают в бегство русских солдат. Название расположено вверху над изображением. В правом нижнем углу имя автора Франсуа Жоржена. В целом хорошее коллекционное состояние.
Известные экземпляры: Национальный Музей Образования (Musée national de l’Éducation, Numéro d’inventaire: 1979.04911); Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья в Марселе (Marseille, Musée des Civilisations de l’Europe et de la Méditerranée; N°Inventaire 52.39.27 D)
Библиография: Adhémar et Lethève, 1955, p. 33, n° 16 ; Dumont, 1965, p. 41
Польское восстание 1830-1831 годов — восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Правобережной Украины. Июльская революция 1830 года во Франции привела поляков в крайнее возбуждение. Наполненные великопольскими амбициями, повстанцы продолжали мечтать о государстве в границах 1772 года, в том числе и в «восьми воеводствах» на территории Литвы, Украины и Белоруссии (включая территории, населённые белорусами и украинцами, а также литовцами и евреями), надеясь на помощь Европы. В результате восстание было разгромлено, Польское Царство объявлялось частью России, упразднялись сейм и польское войско. Старое административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию — на территорию распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.
В 1831 году тысячи польских повстанцев и членов их семей, спасаясь от преследований властей Российской империи, бежали за пределы Царства Польского. Они осели в разных странах Европы, вызывая сочувствие в обществе, которое оказывало соответствующее давление на правительства и парламенты. Именно польские эмигранты постарались создать России крайне неприглядный образ душителя свобод и очага деспотизма, угрожающего «цивилизованной Европе». Полонофильство и русофобия с начала 1830-х годов стали важными составляющими европейского общественного мнения. В Европе восстание было встречено с большим сочувствием. В России большая часть общества оказалась настроена против поляков, особенно в виду великопольских амбиций руководителей восстания и польской шляхты; подавление восстания приветствует в своих стихах, написанных летом 1831 года, А. С. Пушкин («Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»), а также Ф. И. Тютчев.
Франсуа Жоржен (François Georgin, 1801–1863) — ведущий популярный художник и гравер, который на протяжении всей своей творческой жизни привносил особый стиль в образы эпинальских картинок. Яркие сюжеты, некоторые из которых стали символами эпоса императора Наполеона, например, “Битва при пирамидах” (Bataille des Pyramides), работы Жоржена используют запас популярных образов: большие размеры, наивные сцены и движения, движения, созданные повторением, яркие и контрастные цвета. Успех дома Pellerin во многом связан с работами Франсуа Жоржена.
Жан-Шарль Пеллерен (Jean-Charles Pellerin, 1756-1836) родился и вырос в городке Эпиналь (Лотарингия), был владельцем печатного ателье по выпуску игральных карт. В 1800 году Пеллерен начинает печатать иллюстрированные листки (лубки) для детей и взрослых на самые разные темы. Техника печати была абсолютно индентичной, что и для игральных карт: ксилография (гравюра на дереве), раскрашиваласъ в через трафарет в несколько цветов. Лубки Пеллерена, получившие название «эпинальские картинки» (Image d’Epinal) очень быстро завоевали успех. Дело Пеллерена продолжали его наследники. Издательство «Imagerie d’Epinal» существует и сегодня и по прежнему расположен во французском городке Эпиналь.