…
Полная динамики и трагизма сцена атаки русских казаков на французских пехотинцев, пытающихся найти спасение в деревенском доме, яростная схватка времён войны с Наполеоном.
В центре внизу расположено название – “DAS UEBERFALL”. Ниже подпись – “Оригинал того же размера принадлежит барону Симону фон Эйхтарлю из Мюнхена” (Das Original von der selben Grösse gehört dem Herrn Baron Simon von Eichtharl in München). В середине подписи герб барона Симона фон Эйхтарля. Внизу слева под изображением: «Gemalt von Peter Hess». Справа: «Gezeihnet von Friede. Hohe.”.
Прототип: Der Überfall (oil on canvas; 35,8 x 46,5 cm), сегодняшнее местонахождение не установлено.
Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании Музея истории города Лейпцига (Stadtgeschichtliches Museum Leipzig).
Библиография: 1. Georg Kaspar Nagler. Neues allgemeines künstler-lexicon: oder, Nachrichten von dem leben und den werken der maler, bildhauer, baumeister, kupferstecher, etc, Band 6. 1838 г. Стр. 237. 2. Brigitte Reinhardt, Der Münchner Schlachten- und Genrealer Peter von Heß, in: Oberbayerisches Archiv, Vol. 102 (1977), стр. 361.
Питер Хесс или Гесс (Peter Heinrich Lambert von Hess, 29 июля 1792, Дюселдорф – 4 апреля 1871, Мюнхен) — баварский придворный художник-баталист, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Санкт-Петербурге. Хесс был сыном гравёра Карла Эрнста Кристофа Хесса, у которого он получил первые уроки рисования. С 1800 года Хесс создал свои первые гравюры, по большей части он предпочитал анималистику. В 1806 году, в возрасте 14 лет Хесс был принят в качестве студента в Академию художеств в Мюнхене. Его военная служба происходила в Главном штабе князя Карла Филиппа фон Вреде, которого он сопровождал во время войны с 1813 по 1815 год, а также на Венском конгрессе. За это время Хесс создал большое количество эскизов, которые затем легли в основу его картин. Позднее Хесс неоднократно предпринимали учебные поездки в Швейцарию, Италию и Австрию. Начинал с миниатюр, первая крупномасштабная картина Питера Хесса была с сюжетом битвы при Арси-сюр-Об. В 1833 году Хесс сопровождал короля Отто I в Грецию, где написал маслом большое количество портретов. Весной 1839 года Гесс получил приглашение от императора Николая I посетить Россию. Во время аудиенции в Царском Селе Гесс получил заказ на серию картин, изображающих главные сражения русской армии с Наполеоном. От баталиста академической школы требовалось соответствие строгой исторической верности. Вместе Эугеном, полковником генерального штаба Яковлевым и генералом Л. И. Килем художник отправился в поездку по местам сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Это путешествие длиною более 2000 верст продолжалось два месяца. Уже осенью в Царском Селе Николай I рассмотрел рисунки и эскизы Гесса и одобрил их. Воспользовавшись благоприятным моментом, художник просил освободить его от обязательства оставаться в Петербурге на год и получил разрешение вернуться домой, с условием, что в течении семи лет Гесс выполнит заказ императора. Срок оказался недостаточным. Последнюю «большую» картину Гесс закончил только в 1852 году. В итоге на картинах были изображены сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине. Всего в собрании Государственного Эрмитажа находится четырнадцать работ Питера Хесса (Гесса).
Фридрих Хоэ (Friedrich Wilhelm Anton Hohe, 1802-1870) – немецкий художник и литограф. Хоэ рожден в Байройте (Бавария), а его первым учителем рисования был его отец, художник. В 1820 году Фридрих Хоэ поступил в Королевскую академию изящных искусств в Мюнхене (также известна как Мюнхенская академия) и зарабатывал себе на жизнь росписью декораций и портретов После этого, с 1823 года и почти до конца своей жизни посвятил себя литографии – в этом искусстве он достиг отличных результатов как с технической стороны, так и с точки зрения проникновения в дух воспроизводимого оригинала. Известные работы: «Портрет оптика Г.В. Райхенбах »(по Штилеру); «Коровы у воды» (по Вагенбауэру); «Нападение французского режима Курасье» и «Испанские партизаны на руинах старого замка» (по Хайдеку); «Сцена из Фрайшютца», «Нападение казаков на французский форпост», «Валашский конный улов» (1825); «Разграбление», [657] «Завтра в Партенкирхене» (1826); «Атака» (1827); «Остерия», «Охотники с ищейкой» по мотивам Питера Гесса; «Странствующий монах» по Веллеру (1829 г.); Г. Метцу: «Больная женщина»; Воуверманн: «Возвращение с соколиной охоты» и «Пейзаж с отдыхающими сельскими людьми»; Монтен: «Гибель Шилля в Штральзунде», «Артиллерийские маневры» (1832 г.) и «Полевые маневры под Фридбергом» (1838 г.); Гране: «Художница Стелла в тюрьме»; В. Линденшмит: «Битва при Зендлинге»; Ф. Фольц: “Gemsjäger”; Кр. Рубен: «Картхаузер»; Генрих Гесс: «Прощай, Heil. Бонифаций »; Кр. Моргенштерн: «Рейнский водопад недалеко от Шаффхаузена»; А. Байер: «Монах на террасе»; Г-жа Л. Шторч: «Эльфентанц»; Дж. Б. Кирнер: «Играющие дети римских пастухов»; Th. Horschelt: “Gemsjagd”, 6 листов и др. Портрет Хоэ литографирован Д. Хайзом (1844). В собрании Государственного Эрмитажа находится четырнадцать литографий работы Фридриха Хоэ. (Источник: Vinc. Müller, Universal-Handbuch für München, 1845. стр. 145; Kunst-Vereins-Bericht für 1870. стр. 54.