Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.

Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.
Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет.

470 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1914 (1915)
Художник: Риозо Танака
Техника: литография
Страна: Япония
Город: Токио
Издательство: Tokyo Shobido Gakyou
Размер листа (см): 46,1 x 63,2
Оригинальное название: КАРТА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ (園 地 界 世 争 警 滑 )
Язык: японский, русский, английский
Категории: , , , .

Уникальная японская карта Европы и Азии, созданная сразу после начала Первой мировой войны. Карта передает интересный посыл, в котором конфликт в Европе сопоставляется с конфликтами в Восточной Азии. В центре композиции угрожающий немецкий бульдог в кайзеровском шлеме давит своей лапой Бельгию. Британия выглядит как дредноут, сосредоточивший свою огневую мощь на Германии. Эта ситуация отражена в правом нижнем углу, где любопытно оформленная полувставка иллюстрирует восточноазиатский театр. Здесь Германия, расположенная в своих колониях вокруг Циндао, известных под общим названием Концессия в заливе Киаучоу, снова представлена ​​как бульдог. Япония, как и Англия, изображена красным цветом, и аналогичным образом сосредоточивает свою огневую мощь на немецком бульдоге.
В начале Первой мировой войны Япония поставила Германии ультиматум с требованием своего контроля над спорной территорией в заливе Киаучоу. Германия отвергла ультиматум, и 23 августа Япония объявила войну. Японский флот бомбардировал немецкий Циндао, и в ноябре 1914 года, после осады Циндао, японские войска оккупировали этот регион. На представленной карте немцы все еще контролируют территорию, но японские войска явно продвигаются.
Соединенные Штаты в лице дяди Сэма наблюдают как за Европой (в бинокль), так и за Азией (в подзорную трубу), они заинтересованы в конфликте, но пока не желают занимать чью-либо позицию. Франция, как и Англия, направляет свою огневую мощь на Германию стоя на спине Испании. Швейцария в образе большого ребенка закрывает уши и опускает голову. Австрия ополчилась на врагов в России и Сербии. Россия, огромный человек, пожалуй, единственный не карикатурный образ, занимающий верхний правый угол, пытается отрезать Германии лапу, что, возможно, представляет попытки захватить Восточную Пруссию. На территории России всего четыре топонима: PETERGLAD (имеется ввиду Петроград, нечто среднее между PETROGRAD и PETERSBURG), FINLAND, POLAND и SIBERIA. Китай, изображенный как полный желтый генерал, подпирает голову руками, но все равно пинает немецкого бульдога Циндао. Италия, как и США, ведёт наблюдение.

Пропагандистские карты времен Первой мировой войны достаточно известны, но эта уникальна ещё и сюжетом, так как включает в себя Дальний Восток, а именно Китай и Японию, которая была союзником Антанты.

Состояние: Плотная бумага с двумя нечеткими водяными знаками: гербом и буквами. С характерным следом печатной платы по всему периметру. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.

Название “КАРТА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ” не случайно. – Термин “Первая мировая война” утвердился в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война». В Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) — «германской»; затем в СССР — «империалистической войной».

Прототипом представленной карты является “A(sic!) HUMOROS (sic!) WAP (sic!) MAP OF THE WORLD” (AHUMOROS WAP MAP OF THE WORLD), которая была создана Риозо Танакой и опубликована токийским издательством Shobido. Весь текст написан на английском и японском языках, что ясно указывает на то, что аудитория этой карты – не только японцы, но и потенциальные союзники в Англии и США. Выходные данные напечатаны в левом нижнем углу на японском с ремаркой на английском – Made in Japan. Этот прототип сегодня чрезвычайно редок и не имеет рыночной истории. Online Computer Library Center (OCLC) идентифицирует только один экземпляр этой карты в Университете Брауна (Brown University).  Редкость карты (даже прототипа) не удивительна, поскольку японское правительство в силу внутреполитических причин старалось не давать общественности слишком много информации о войне.
Атрибутируемая карта имеет отличия от прототипа. Италия уже не смотрит в бинокль, а размахивает саблей. Часть надписей заменена с английского на русский, причём с ошибками (ТОЛАНДIЯ вместо ГОЛЛАНДIЯ и т.д), но название столицы Российской империи написано уже верно – ПЕТРОГРАДЪ. Выходные данные на японском отсутствуют. Вместо них появляется подпись под рамкой в левом нижнем углу: “ПЕТРОГРАДЪ ЯПОНСКIЙ МАГАЗИНЪ НЕВСКIЙ N 92”. Из открытых источников не удалось выяснить ничего об этом магазине. А наличие подписи объясняется, вероятнее всего, таможенными правилами. Коммерческие причины создания карты весьма сомнительны, скорее это попытка улучшить климат русско-японских отношений, которые всё ещё оставался окрашенымин взаимным недоверием после Русско-японской войны. В любом случае, мы мы имеем дело не то чтобы с редким, а с уникальным предметом, упоминания о котором отсутствуют в открытых научных источниках. Вполе возможно что это единственный сохранившийся до нашего времени экземпляр.

Риозо Танака (Ryōzō Tanaka, 1874-1946) – японский печатник, художник-иллюстратор и продавец книг. Танака родился в Киото, был вторым сыном Халши Хашимото. Танака учился у книготорговца из Осаки прежде чем переехать в Токио в 1897 году чтобы открыть свой собственный проект – Tokyo Shobido Gakyou. Танака начал всего с 30 йен и 600 принтов в традиционном стиле укиё-э (浮世絵). К 1898 году он обосновался в книжном районе Канда в Тёко и стал издателем, практически создав новую для Японии технологию печати – хромолитографию. Танака выпустил серию карт в стиле серийных комиксов на японском и английском языках, иллюстрирующих события Первой мировой войны. Практически все материалы, включая оригинальные печатные формы Танаки были уничтожены во время авианалета союзников на Токио в 1945 году. После войны издательство Такаки перешло к его старшему сыну Таданаку Садзу.

Online Computer Library Center, Inc. (OCLC) — некоммерческий членский компьютерный библиотечный сервис и научно-исследовательская организация, общественной целью которой является расширение доступа к мировой информации и сокращение расходов на информацию. Более 72 тысяч библиотек в 170 странах и территориях используют услуги OCLC для поиска, приобретения, каталогизации, заимствования и сохранение библиотечных материалов. OCLC и её библиотеки-члены совместно создают и поддерживают крупнейший в мире библиографический каталог.