Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑

Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑
Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑Сатирическая карта Первой мировой войны. 1914г. Уникальный предмет. 園 地 界 世 争 警 滑

470 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1914 (1915)
Художник: Риозо Танака
Техника: литография
Страна: Япония
Город: Токио
Издательство: Tokyo Shobido Gakyou
Размер листа (см): 46,1 x 63,2
Оригинальное название: КАРТА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ (園 地 界 世 争 警 滑 )
Язык: японский, русский, английский
Категорий: , , , , .

Уникальная японская карта Европы и Азии, созданная сразу после начала Первой мировой войны. Карта передает интересный посыл, в котором конфликт в Европе сопоставляется с конфликтами в Восточной Азии. В центре композиции угрожающий немецкий бульдог в кайзеровском шлеме давит своей лапой Бельгию. Британия выглядит как дредноут, сосредоточивший свою огневую мощь на Германии. Эта ситуация отражена в правом нижнем углу, где любопытно оформленная полувставка иллюстрирует восточноазиатский театр. Здесь Германия, расположенная в своих колониях вокруг Циндао, известных под общим названием Концессия в заливе Киаучоу, снова представлена ​​как бульдог. Япония, как и Англия, изображена красным цветом, и аналогичным образом сосредоточивает свою огневую мощь на немецком бульдоге.
В начале Первой мировой войны Япония поставила Германии ультиматум с требованием своего контроля над спорной территорией в заливе Киаучоу. Германия отвергла ультиматум, и 23 августа Япония объявила войну. Японский флот бомбардировал немецкий Циндао, и в ноябре 1914 года, после осады Циндао, японские войска оккупировали этот регион. На представленной карте немцы все еще контролируют территорию, но японские войска явно продвигаются.
Соединенные Штаты в лице дяди Сэма наблюдают как за Европой (в бинокль), так и за Азией (в подзорную трубу), они заинтересованы в конфликте, но пока не желают занимать чью-либо позицию. Франция, как и Англия, направляет свою огневую мощь на Германию стоя на спине Испании. Швейцария в образе большого ребенка закрывает уши и опускает голову. Австрия ополчилась на врагов в России и Сербии. Россия, огромный человек, пожалуй, единственный не карикатурный образ, занимающий верхний правый угол, пытается отрезать Германии лапу, что, возможно, представляет попытки захватить Восточную Пруссию. На территории России всего четыре топонима: PETERGLAD (имеется ввиду Петроград, нечто среднее между PETROGRAD и PETERSBURG), FINLAND, POLAND и SIBERIA. Китай, изображенный как полный желтый генерал, подпирает голову руками, но все равно пинает немецкого бульдога Циндао. Италия, как и США, ведёт наблюдение.

Пропагандистские карты времен Первой мировой войны достаточно известны, но эта уникальна ещё и сюжетом, так как включает в себя Дальний Восток, а именно Китай и Японию, которая была союзником Антанты.

Состояние: Плотная бумага с двумя нечеткими водяными знаками: гербом и буквами. С характерным следом печатной платы по всему периметру. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.

Название “КАРТА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ” не случайно. – Термин “Первая мировая война” утвердился в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война». В Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) — «германской»; затем в СССР — «империалистической войной».

Прототипом представленной карты является “A(sic!) HUMOROS (sic!) WAP (sic!) MAP OF THE WORLD” (AHUMOROS WAP MAP OF THE WORLD), которая была создана Риозо Танакой и опубликована токийским издательством Shobido. Весь текст написан на английском и японском языках, что ясно указывает на то, что аудитория этой карты – не только японцы, но и потенциальные союзники в Англии и США. Выходные данные напечатаны в левом нижнем углу на японском с ремаркой на английском – Made in Japan. Этот прототип сегодня чрезвычайно редок и не имеет рыночной истории. Online Computer Library Center (OCLC) идентифицирует только один экземпляр этой карты в Университете Брауна (Brown University).  Редкость карты (даже прототипа) не удивительна, поскольку японское правительство в силу внутреполитических причин старалось не давать общественности слишком много информации о войне.
Атрибутируемая карта имеет отличия от прототипа. Италия уже не смотрит в бинокль, а размахивает саблей. Часть надписей заменена с английского на русский, причём с ошибками (ТОЛАНДIЯ вместо ГОЛЛАНДIЯ и т.д), но название столицы Российской империи написано уже верно – ПЕТРОГРАДЪ. Выходные данные на японском отсутствуют. Вместо них появляется подпись под рамкой в левом нижнем углу: “ПЕТРОГРАДЪ ЯПОНСКIЙ МАГАЗИНЪ НЕВСКIЙ N 92”. Из открытых источников не удалось выяснить ничего об этом магазине. А наличие подписи объясняется, вероятнее всего, таможенными правилами. Коммерческие причины создания карты весьма сомнительны, скорее это попытка улучшить климат русско-японских отношений, которые всё ещё оставался окрашенымин взаимным недоверием после Русско-японской войны. В любом случае, мы мы имеем дело не то чтобы с редким, а с уникальным предметом, упоминания о котором отсутствуют в открытых научных источниках. Вероятнее всего это единственный сохранившийся до нашего времени экземпляр.

Риозо Танака (Ryōzō Tanaka, 1874-1946) – японский печатник, художник-иллюстратор и продавец книг. Танака родился в Киото, был вторым сыном Халши Хашимото. Танака учился у книготорговца из Осаки прежде чем переехать в Токио в 1897 году чтобы открыть свой собственный проект – Tokyo Shobido Gakyou. Танака начал всего с 30 йен и 600 принтов в традиционном стиле укиё-э (浮世絵). К 1898 году он обосновался в книжном районе Канда в Тёко и стал издателем, практически создав новую для Японии технологию печати – хромолитографию. Танака выпустил серию карт в стиле серийных комиксов на японском и английском языках, иллюстрирующих события Первой мировой войны. Практически все материалы, включая оригинальные печатные формы Танаки были уничтожены во время авианалета союзников на Токио в 1945 году. После войны издательство Такаки перешло к его старшему сыну Таданаку Садзу.

Online Computer Library Center, Inc. (OCLC) — некоммерческий членский компьютерный библиотечный сервис и научно-исследовательская организация, общественной целью которой является расширение доступа к мировой информации и сокращение расходов на информацию. Более 72 тысяч библиотек в 170 странах и территориях используют услуги OCLC для поиска, приобретения, каталогизации, заимствования и сохранение библиотечных материалов. OCLC и её библиотеки-члены совместно создают и поддерживают крупнейший в мире библиографический каталог.