Александр III, статуя работы Антокольского. 1897г . Старинная оригинальная гравюра

Александр III, статуя работы Антокольского. 1897г . Старинная оригинальная гравюра
Александр III, статуя работы Антокольского. 1897г . Старинная оригинальная гравюра

28 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1897
Художник: (скульптор) Марк Матвеевич Антокольский
Гравёр: Анри Амеди Тириат
Техника: гравюра на дереве (ксилография)
Страна: Франция
Город: Париж
Выполнено для: L’Illustration («Иллюстрация»)
Размер листа (см): 39,0 x 28,1
Категории: , .

В 1897 году М. М. Антокольский получил заказ от Министерства Императорского Двора на исполнение портретной статуи императора Александра III для учреждаемого Николаем II в Санкт-Петербурге Русского музея императора Александра III. Живя в то время в Париже, Антокольский вылепил модель статуи из глины и отлил ее из гипса. Французская общественность сразу же смогла увидеть новую работу русского скульптора не только в его мастерской, но и в парижской прессе.
Присланная из Парижа в Петербург фотография действительно была подвергнута цензурной критике. Скульптор получил письмо с замечаниями, учёл их и внес необходимые изменения .
В 1898 году великий князь Георгий Михайлович сообщил Антокольскому, что в Русском музее ожидают с нетерпением увидеть «заказ Вам сделанный», прося его «озаботиться скорейшим приисканием потребного для сего куска мрамора, самую же статую исполнить в том виде, как она была утверждена, без каких-либо изменений». Поиск необходимого материала высокого качества оказался весьма длительным, и потому только в 1899 году статуя была высечена из каррарского мрамора.
В 1900 году в числе самых известных произведений Антокольского статуя «Император Александр III» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Далее она была отправлена в Петербург, где должна была быть установлена в Белоколонном зале Михайловского дворца. Однако этого не произошло.
Статуя продолжала находиться в Русском музее императора Александра III и в последующие годы, в период строительства Мраморного колонного зала, посвященного памяти императора Александра III, так называемого Этнографического отдела (ныне — Российский этнографический музей). Первоначально предполагалось именно здесь установить статую работы Антокольского, но вскоре было решено специально для Мраморного зала создать бронзовую фигуру стоящего императора, которая и была выполнена скульптором М. Я. Харламовым (не сохранилась).
В 1926 году мраморная статуя Александра III была передана из Художественного отдела Государственного Русского музея в Музей Академии художеств 6, откуда в 1932 году поступила в Музей истории религии и атеизма, который тогда размещался в Казанском соборе. В октябре 1999 года состоялось торжественное «возвращение» монументального произведения М. М. Антокольского в Русский музей.

Марк Матвеевич Антокольский (Мордух Матысович Антокольский, 1840-1902) — русский скульптор еврейского происхождения, представитель петербургского академизма, один из наиболее значимых ваятелей пореформенной эпохи; первый в истории еврейский скульптор, снискавший международную известность. Академик (с 1871), профессор (с 1880) и действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств.

Анри Амеди Тириат (Henri Amédée Thiriat, 1843-1926) – французский художник, гравер. Тириат начал сотрудничать с журналом L’Illustration около 1860 года и проработал там большую часть своей карьеры, выполняя гравюры по дереву (ксилографии).

L’Illustration («Иллюстрация») — французский еженедельный общественно-политический и литературный журнал, основанный в 1843 году. Журнал начал издаваться как лицензированное издание журнала The Illustrated London News.