Парад в Петербурге в 1874 году. Старинная гравюра – антикварный подарок. 1889г.

Парад в Петербурге в 1874 году. Старинная гравюра - антикварный подарок. 1889г.
Парад в Петербурге в 1874 году. Старинная гравюра - антикварный подарок. 1889г.

26 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1889
Художник: (инвентор) Никола Шевалье, автор рисунка для гравюры Уолтер Джеймс Аллен (Walter James Allen)
Гравёр: Чарльз Баттерворт (engraved by Butterworth and Heath.)
Техника: гравюра на дереве (ксилография)
Страна: Великобритания
Размер листа (см): 13,0 x 22,2
Оригинальное название: Grand Review at St. Petersburg, 1874
Язык: английский
Категорий: , , , , , , .

Парад по случаю визита австрийского императора в Санкт-Петербург в 1874 году

Первый визит императора Франца Иосифа в Россию 1874 года длился 16 дней (с 11 по 27 февраля). Это была первая из двух поездок в Россию. Его сопровождал министр иностранных дел граф Андраши.

В параде принимали участие: Великий князь Алексей. Великий князь, наследник престола (будущий Александр III). Герцог Эдинбургский (Его Королевское Высочество принц Альфред герцог Эдинбургский – муж великой княгини Марии Александровны). Принц Уэльский. Великий князь Владимир. Царь (Император Александр II). Великий князь Константин. Великий князь Николай. Император Австрии (Франц-Иосиф). Граф Андраши (Австро-венгерский министр иностранных дел).

Прототипом для гравюры послужила картина Никола ШевальеGrand Review of the Household Guards of the Emperor of Russia at St Petersburg, 26 January 1874“. Картина находится в собрании Британской королевской коллекции (The Royal Collection) под инвентарным номером RCIN 451907.

Прекрасное коллекционное состояние, оттиск яркий и четкий. Фоксинг отсутствует. Verso text.

Воинские парады гвардейских полков на протяжении всего XIX века являлись неотъемлемой частью жизни столицы Российской империи, и санкт-петербургская периодическая печать постоянно обращала внимание на эти церемонии. На страницах газет (в первую очередь, это «Санкт-Петербургские ведомости», «Русский инвалид» – официальный орган Военного министерства, «Северная пчела», «Голос») появлялись как приказы по войскам гвардии (с описанием, где и как должны располагаться войска), так и рассказы об этих церемониях. Правда, бывало, что журналисты ограничивались лишь кратким сообщением о состоявшемся параде. Особняком стоит парад, состоявшийся 7 февраля 1874 г., – во время визита австрийского императора. Столичная периодическая печать вообще уделяла довольно много внимания этому визиту, в газетах ежедневно печатали сообщения о том, где он побывал, а также и сообщение о параде. В описании было перечислено, какое количество батальонов, эскадронов и артиллерийских орудий (с указанием числа генералов, офицеров и рядовых) принимало участие в параде, подробная роспись улиц и площадей, на которых были расположены войска, а также ход самого парада. То есть «стандартное» известие о церемонии. (Славнитский Н. Р. Триста лет печати Санкт-Петербурга. СПб., 2011. С. 274-279.)

Военные парады очень часто выполняли и функцию внешнеполитической демонстрации. Так, эти церемониалы проводились в честь иностранных послов, глав государств, посещавших Россию. В этом случае парад должен был продемонстрировать иностранным державам силу русской армии, ее боевую мощь, возможность достойно противостоять агрессии, либо стремление к союзническим отношениям. Воспоминания о реакции иностранцев, свидетелей военных парадов русской армии содержатся в дневнике военного министра Д.А. Милютина. 7 февраля 1874 г. состоялся смотр войск в честь австровенгерского императора Франца-Иосифа: «Смотр удался вполне; иностранцы расхваливали, искренно ли – не знаю». Для гражданской публики военный парад представлял красивейшее и драматическое действо, великолепное с художественно-эстетической точки зрения зрелище для горожан. В условиях недостатка иных видов развлечений, а также пиететного отношения общества к армии и военной службе в конце XIX в., военные церемониалы привлекали внимание многочисленного городского населения. (О.В. Гефнер. ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ВОЕННЫХ РУССКОЙ АРМИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ. Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 77–87.)

Никола Шевалье (Nicholas Chevalier, 1828-1902) — австралийский и британский живописец и путешественник швейцарского происхождения. Родился в семье Людовика Шевалье, приехавшего в Российскую империю из кантона Во и служившего распорядителем имения у Витгенштейна. Проведя детство и отрочество в Санкт-Петербурге, в 1845 году возвратился в своё отечество, получил первоначальное образование в Лозанне и затем три года изучал архитектуру в Мюнхене под руководством Л. Ланге. Наиболее известные произведения Николы Шевалье — «Благодарственная процессия в лондонский собор св. Павла 27 февраля 1873 года», написанная по заказу королевы Виктории; «Внутренность Павловского собора» во время того же торжества (пандан предыдущей картины); «Бракосочетание герцога Эдинбургского с великой княжной Марией Александровной» (написано в Санкт-Петербурге, куда художник приезжал в свите жениха); «Большой парад по случаю свадьбы герцога» (то же); «Торжественное открытие Венской всемирной выставки 1873 года»; «Китайская дама за игрой» и «Восточный овчар».