…
Политика России XIX века на Балканах – сюжет для сатирической литографии
В 1887 году болгарский престол стал вакантным после отречения от престола в 1886 году Александра Баттенберга. Россия предложила кандидатуру: грузинский князь Нико Дадиани (он же Николай Мингрельский). Кандидат вполне родовитый, к тому же православный. Но в Болгарии тогда у власти была антироссийская группа во главе со Стамболовым. Российский кандидат был отвергнут. Князем Болгарии стал Фердинанд I – (саксонский принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский). Когда в 1887 г. депутаты Великого народного собрания в Тырново избрали его князем Болгарии, император Александр III был просто взбешён. Фердинанда не признали ни Россия, ни другие державы. Однако немецкий принц знал пять языков и вскоре овладел болгарским и русским, а вступив на болгарский престол, сумел проявить изрядную стойкость. Так, дабы примирить Болгарию с Россией, Фердинанд пожертвовал католическими симпатиями и связями своей жены, и в 1896 году присоединил к православию своего сына Бориса, ранее крещеного в католичество. Крёстным стал российский император.
Россия, а вслед за ней и другие державы, признали князя. Он сумел завоевать симпатии армии, отстранить слишком властного премьера, получив возможность вести собственную политику. В 1908 г. Фердинанд провозгласил независимость Болгарии от Турции. Одновременно Болгария стала именоваться царством, а сам Фердинанд принял титул царя болгар.
Le Perroquet – монархический и прогрессивный журнал, основанный в 1873 году (как Il Papagallo) в Болонье карикатуристом Аугусто Гросси и просуществовавший до 1915 года. Каждый номер состоял из 1 разворота, центральные страницы которого заняты большой и яркой хромолитографированной карикатурой. В 1876 году была создана версия на французском языке (идентичные иллюстрации, разные тексты, менее политические), а в 1878 году — версия на английском языке – The Parrot (Попугай).
Аугусто Гросси (Augusto Grossi, 1835-1919) был итальянским художником, карикатуристом и издателем, работавшим в Болонье во второй половине 19 века и начале 20 века. Он учился в Болонской академии изящных искусств и участвовал в выставках в 1855 и 1856 годах. Он использовал технику литографии. Первая карикатурная работа Гросси была в двухнедельной газете Il Diavolo Zoppo, издававшейся совместно с Леонидой Джоаннетти (18?? – 4 января 1897), между 1863 и 1865 годами. Позже, в 1865 году, он и Джоаннетти начали издавать похожую сатирическую газету La Rana (1865 – 1912). La Rana издавалась в Болонье и была известна своими весьма наглядными монархическими сатирическими комментариями о европейской политике. La Rana изначально выходила только в Болонье, но быстро привлекла внимание всей страны благодаря блестящим сатирическим иллюстрациям Гросси и непочтительному тону. После 1879 года сатирический разворот стал печататься в цвете, что еще больше популяризировало еженедельник. В 1873 году Гросси покинул La Rana, чтобы издавать собственный журнал Il Papagallo, посвященный исключительно международной политике. Il Papagallo был особенно популярен благодаря своим регулярным и потрясающим хромолитографическим разворотам. Французская версия Il Papagallo – Le Perroquet была запущена в 1876 году, а английское издание The Parrot — в 1879 году. Зарубежные издания сохранили тот же разворот, но имели более регионально соответствующий текст. В то время как английское издание так и не получило большого успеха, французское издание Le Perroquet затмило итальянское издание по продажам. В 1915 году, когда ухудшение здоровья Гросси и Первая мировая война сделали публикацию непрактичной, все выпуски Il Papagallo прекратились. Все газеты Гросси состояли из одного широкоформатного листа, который складывался пополам и получался в 4 страницы, включая 2-страничный разворот. Он также сотрудничал с греческим журналом Aristophanes, предоставляя 4 цветные литографии в течение 11 лет.