Европа во время турецкой войны. 1877г. Уникальная политическая пропагандистская карта

Европа во время турецкой войны. 1877г. Уникальная политическая пропагандистская карта
Европа во время турецкой войны. 1877г. Уникальная политическая пропагандистская карта

600 000 руб.

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1877
Художник: Фред Роуз
Техника: литография
Страна: ?
Издатель: ?
Оригинальное название: ATTITUDE de L'Europe en 1877 (ПОЛОЖЕНИЕ Европы в 1877 году)
Язык: французский, фарси
Категорий: , , , , , , .

Яркая пропагандистская уникальная карта состояния Европы в 1877 году. Именно после появления прототипа этой карты Россию стали изображать в виде осьминога (спрута), в то время как другие европейские страны показывались в виде людей или нейтральных символов. В пропаганде это называется «дегуманизация противника». Уникальность карты подтверждается осутствие ещё одного экзмпляра в мировых музеях и библиотеках и ссылок на неё в профессиональных библиографических изданиях, при том, что прототип хорошо известен.

Главным элементом карты является Российская империя с её политическими устремлениями, изображенная в виде массивного осьминога, чьи щупальца тянутся во всех направлениях. Одно щупальце уже задушило Польшу, другое обвилось вокруг Турции, третье уже захватило Среднюю Азию и подбирается к британским владениям в Индии. Но осьминог ранен Крымом и отбивается от Германии. Большинство других стран являются осторожными наблюдателями. Греция изображена в виде непонятного животного с мордой свиньи и медвежьими ушами. (Этот образ и двуязычие явно указывает на магрибское создание карты и мусульманское происхождение автора, смелости которого хватило только на изменение образа беззащитной Греции. В британском прототипе Греция изображена в виде краба, кусающего Турцию за руку). Для усиления демонизации России автор “забыл” отобразить Болгарию, которой нашлось место в прототипе в виде черепа (при всей ангажированности Роуза это была более объективная трактовка).

Прототипом для представленной карты является знаменитая сатирическая карта «Осьминог» (Octopus Map. Serio-comic war map for the year 1877), которая была впервые опубликована в марте 1877 года, через два месяца после того, как Россия напала на Османскую империю в ответ на резню турками болгарских христиан.

Карта «Осьминог» считается картографическим шедевром британского художника-графика Фреда Роуза (Fred Rose), международно признанным образцом визуальной пропаганды. В первом издании автор Роуз был идентифицирован только как «FWR», хотя в издании, выпущенном несколькими неделями позже, было написано уже «FW Rose». Карта быстро стала популярной, и это «исправленное издание» было опубликовано в июле 1877 года в меньшем масштабе и с более крупным осьминогом, угрожающим более обширной географической области на Среднем Востоке и в Центральной Азии. Пересмотренное издание включало новые и более обширные подписи на английском и немецком языках. Роуз кристаллизовал, формализовал и усовершенствовал жанр европейских политических карикатурных карт, но более века о нем почти ничего не было известно кроме важности его работы. Благодаря целенаправленным недавним исследованиям, теперь мы знаем немного больше. Роуз был британским государственным служащим в течение 42 лет, а после выхода на пенсию стал заместителем главного клерка в Управлении внутренних доходов. Одновременно Роуз подрабатывал карикатурами и статьями для газет и журналов, написал два сенсационных романа: один о пикантных романтических связях среди модников, другой о том, кого мы сегодня назвали бы серийным убийцей.
Политические взгляды Роуза проливают свет на карту Octopus. Он был преданным тори с подросткового возраста, навсегда связанным с консерваторами и поддерживал пожизненную связь с консервативными политическими ассоциациями и организациями. Либералы были враждебны Османской империи, особенно после резни болгарских славян, и Гладстон (Gladstone) призывал к удалению турок с Балкан. Консервативная администрация Дизраэли (Disraeli) рассматривала турок как важный противовес российской территориальной экспансии и была особенно обеспокоена тем, что, если Россия захватит Константинополь, у нее будет незамерзающий порт на Средиземном море, в неудобной близости от нового Суэцкого канала. Эта карта отражает взгляды «протурецких тори-русофобов» в противовес взглядам «антитурецких русофилов-либералов».
Карта Octopus была очень успешной в Великобритании и (особенно из-за отсутствия международной защиты авторских прав) в других странах Европы. Были созданы карты на датском, шведском, голландском, португальском, испанском, итальянском и французском языках, а также американское издание (Cornell University Library/Библиотека Корнельского университета; ID Number: 2272.01). Но нет ни одного упоминания в научной литературе о существовании подобного варианта карты. Действительно, карта была настолько хорошо известна, что, когда 22 года спустя Роуз выпустил еще одну знаменательную сатирическую карту («Рыбалка в неспокойных водах»), ее создателем был назван «Фред. В. Роуз, автор карты Европы «Осьминог»”.
Осьминог как агрессивная Российская империя – постоянный образ в пропагандистской картографии. Он убедительно вызывал ощущение безграничного зла. Впервые осьминог появился на карте Фреда Роуза о русско-турецкой войне и от этого клише оказалось трудно избавится.