…
На редкой литографии изображен эпизод русско-турецкой войны 1828-1829 годов (Греческая война за независимость) – осада турецкой крепости Шумла 8 июля 1828 года, когда император Николай I находился при главных войсках, “одушевляя войска своим присутствием”. В центре – российский император со своим штабом, а слева, скачущим галопом, – посольство французских офицеров во главе с герцогом Мортемаром (Duc de Mortemart).
“Вот имена иностранных офицеров разных наций, участвовавших в турецкой кампании 1828 года: Французское посольство. Герцог де-Мортемар, посланник. Барон де-Бургоэн, первый секретарь посольства. Граф Гектор де-Беарн. Граф де-Крюссоль, ныне герцог д’Юзес. Граф Генрих де-Мортемар. Г. Казенер. Французские офицеры-волонтеры. Маркиз Генрих де-ла-Рошжаклен. Граф Карл де-ла-Ферроне. Граф Карл де-Фиц-Джемс. Австрийское посольство. Принц Гессен-Гомбургский, посланник. Князь Лобкович. Князь Дитрихштейн. Барон Салис. Английский офицер-волонтер. Лорд Биндгэм, ныне лорд Луган. Гановерское посольство. Генерал граф Дернберг. Граф Малорти. Датский полномочный министр. Граф Бломе. Шведский полномочный министр. Барон Пальмширна. Прусское посольство. Генерал граф Ностиц. Прусские офицеры-волонтеры. Граф Тун. Г. Молиер. Г. Рейценштейн. Саксонский офицер-волонтер. Барон Штейн.” (Комментарии к статье “Воспоминания французского дипломата при С.-Петербургском дворе // Военный сборник, № 3. 1866)
Хорошее коллекционное остояние, незначительные загрязнения. Verso blanc. Запоминающийся подарок ценителю истории Российской империи и великолепное украшение кабинета. Может представлять интерес для музеев и частных собраний. Не подлежит вывозу за пределы Российской федерации.
Казимир-Луи-Виктюрньен де Рошешуар, принц Тонне-Шарант, герцог де Мортемар (1787-1875) — французский генерал и дипломат. Сын генерала и поэта, в 1791 году эмигрировавшего в Англию вместе с семьей. Воспитывался в Англии и лишь в 1801 году смог вернуться в Париж, где поступил в 1803 году на военную службу и участвовал в прусской и польской кампаниях 1806—1807 гг. В 1811 году был взят Наполеоном в ординарцы и с успехом исполнил много важных его поручений, совершил поход в Россию и получил за это баронский титул; в сражениях при Лейпциге и Ганау был вновь награждён Наполеоном.
Однако, одним из первых приветствовал реставрацию Бурбонов, — и Людовик XVIII назначил его пэром Франции (1814) и капитан-полковником сотни швейцарцев своей гвардии. Его услуги и преданность королю были последовательно вознаграждены чинами генерал-майора и генерал-лейтенанта (1815), а затем он был пожалован кавалером королевских орденов (1825). В марте 1828 года герцог де Мортемар был назначен посланником в Россию. В апреле 1828 года Мортемар из Парижа направился прямо на театр начавшейся русско-турецкой войны, так как был приглашен, вместе с некоторыми другими дипломатами, сопровождать Николая I в его поездке в действующую армию. По окончании первой части кампании Мортемар съездил в Париж, откуда прибыл в Петербург лишь в феврале 1829 года, проехав через Вену. При самом въезде в Петербург он был встречен флигель-адъютантом Николая, вручившим ему, при рескрипте от 27 февраля, орден Андрея Первозванного — как знак особого благоволения императора к французскому посланнику за его расположение к России и за дружественные в её пользу выступления проездом в Вене. В мае 1830 года Мортемар отправился во Францию. Отпуская Мортемара, Николай I поручил ему передать Карлу Х советы быть умеренным и уважать конституцию, во избежание революции. В январе 1831 года Мортемар вновь, как человек, лично известный Николаю I и сумевший заслужить его расположение, был назначен чрезвычайным посланником в Россию, с поручением ему специальной миссии к Николаю I. Личное положение Мортемара во время вторичного пребывания его в Петербурге осталось то же, что и раньше, но обстоятельства изменились значительно. Франция, вместо того, чтобы быть в глазах Николая I союзницей, пользовавшеюся всеми его симпатиями, стала предметом недоверия и даже неприязни, и это новое чувство сильно развилось под влиянием польской войны. Ходатайства и убеждения Мортемара служили иногда поводом к разногласиям, а иногда и к столкновениям. В июле 1831 года Мортемар получил отпуск в Париж, по некоторым данным, он вынужден был уехать из Петербурга вследствие гнева на него Николая за ходатайство в пользу поляков. Вернувшись в Петербург он оставался здесь до 1833 года.
Виктор Адам (Jean Victor Vincent Adam, 1801 – 1866)
Сын известного гравировальщика на меди, он обратил на себя внимание выставленной картиной в 1819 году. «Эрминия, ухаживающая за раненым Танкредом». Адам избирал сюжеты из древней французской истории, преимущественно сцены из жизни Генриха IV, сцены революции и Наполеоновских походов, которыми он и занимался до 1838 года. Лучшие из них в находятся в Версальской галерее. Дальнейшая его деятельность ограничивалась литографией.
Годфруа Энгельман (Godefroy Engelmann, 1788—1839) — французский художник, литограф. Обучался в Швейцарии и во Франции. Учился живописи и графике в ателье Жан-Батиста Реньо в Париже. В 1814 году Энгельман изучал технику литографии в Мюнхене. На следующий год он основал в родном городе Мюльхаузене литографическую мастерскую La Société Lithotypique de Mulhouse, а в 1816 году открыл свою мастерскую в Париже.