Бивуак казаков в Париже в 1814 г. Зауервейд. Музейный экземпляр. Антикварная гравюра

Бивуак казаков в Париже в 1814 г. Зауервейд. Музейный экземпляр. Антикварная гравюра

225 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1814
Художник: (инвентор) Александр Иванович Зауервейд
Гравёр: Жан-Пьер-Мари Жазе
Техника: акватинта, офорт, акварель
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Nepveu
Размер листа (см): 30,4 х 59,5
Оригинальное название: "The bivouac of the Cossaks, at Champs-Elysées at Paris, march 31th 1814", "Bivouac des Cosaques aux Champs Elysees a Paris le 31 mars 1814", ...
Язык: английский, французский, немецкий
Категории: , .

Описание товара

Бивуак донских казаков на Елисейских Полях в Париже в марте 1814 года

На гравюре показан лагерь русских казаков на Елисейских полях в период их пребывания в Париже в 1814 г. Оригинал был исполнен живописцем-баталистом А. И. Зауервейдом (рисунок хранится в Британском музее).

Известные экземпляры гравюры находится в собрании Британского музея под инвентарным номером 1850,1214.220, Государственного Эрмитажа под инвентарным номером ЭРГ-6612 и Государственного Исторического Музея под инвентарным номером И III 48022.

Под каждым названием расположены комментарии (также на трёх языках): «D’apres la capitulation signee dans la nuit entre les autorites Francaises et S.M. l’Empereur de Russie, le Roi de Prusse et le Feld-marechal prince de Schwarzenberg, representant l’empereur d’Autriche une grande partie des troupes allies entre dans Paris» – «После капитуляции, подписанной ночью между французскими представителями и Е.В. Императором Российской империи, королем Пруссии и фельдмаршалом принцом Шварценбергом, представляющим австрийского императора, большая часть войск вошла в Париж».

18 марта 1814 года был взят Париж; в тот же день для переговоров с Тайлераном первым, в сопровождении одного казака, в него въехал граф Нессельроде. «Бульвары были покрыты разряженной толпой», пишет граф в своих воспоминаниях, «казалось народ собрался, чтобы погулять на празднике, а не для того, чтобы присутствовать при вступлении неприятельских войск». 19-го марта союзные монархи торжественно вступили в Париж.
Другой очевидец граф Н. Н. Муравьев рассказывает, что, «на другой день после вступления русских войск в Париж, народ толпился по улицам и кричал: Vive le Roi! Старые роялисты бегали по улицам с белыми знаменами и жали руки русским офицерам, которых они встречали. Мальчишки бегали по улицам и пели куплеты, сочиненные во славу Александра и Бурбонов».
Среди вступивших в Париж союзных войск, наибольшую сенсацию производили казаки. Их бивуак в Елисейских полях был по целым дням осаждаем любопытными, по улицам их всегда сопровождали парижанки и парижане, выказывая не мало предупредительности и любезности. Через несколько дней около бивуака выросла целая масса кафе и балаганов, где казаки были желанными и почетными гостями! (Владимир Яковлевич Адарюков «Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках)», опубликовано в «Русском библиофиле» за 1911 год)

Александр Иванович Зауервейд (1783—1844) — немецкий и русский художник, профессор батальной живописи Императорской Академии художеств. Зауервейд родился в Курляндии, получив образование в Дрезденской академии (1806—1812) пользовался известностью в Германии; в 1812 году, тогда ещё совсем молодым художником, выполнил маслом ряд изображений лошадей по заказу Наполеона Бонапарта. Склонность к батальной живописи вполне успешно начала реализовываться для молодого живописца в Париже и Лондоне, когда появились картины «Взятие Парижа», «Сражение при Ватерлоо», «Александр I и граф Платов на параде в Гайд-парке». В 1814 году Александр Иванович Зауервейд был приглашён Александром I в Санкт-Петербург для исполнения картин военного содержания и рисунков обмундирования русских войск. При Николае I был преподавателем рисования при великих князьях. В 1827 году Санкт-Петербургская Академия художеств избрала его в свои почётные вольные общники, вскоре после чего он получил в ней должность руководителя класса баталической живописи, а позднее был возведён в звание профессора.

Жан-Пьер-Мари Жазе (Jean Pierre Marie Jazet. 1788 – 1871) – французский художник, гравёр, рисовальщик, акварелист, ученик своего дяди, Ф.-Л. Дебюкура. Мастер акватинты, гравировал ландшафты, сцены охоты, жанровые композиции.