…
Пётр I Великий и Гении Искусств
Подпись под изображением: Среди военных бурь науки нам открыл. Под ней перевод на французский язык и ссылка на поэму Ломоносова «Пётр Великий». Слева под рамкой расположено имя инвентора: Moreau Je. Del.; справа – гравёра: Triere Sculp.
Аллегорическая фигура Славы с крыльями парит над Петром Великим в походном одеянии, освещая его лучами. Под фигурой Петра расположены восемь Амуров как “Гениев Искусств”. У каждого в руках аллегорический атрибут с надписью на французском языке: Platon (Платон), Lomonossow (Ломоносов), Soumarocow (Александр Петрович Сумароков (1717-1777) — русский поэт, драматург и литературный критик, первый профессиональный русский литератор. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века), Scorodomow (Гавриил Иванович Скородумов (1755-1792) — русский художник, гравер), Bajenow (архитектор Баженов), Roumowsky (Степан Я́ковлевич Румовский (1734-1812) — русский астроном и математик, один из первых русских академиков), Tscherbokow (?), Keraskow (?).
Хорошее коллекционное состояние, незначительное пятно ( диаметр 6 мм.) в центральной части. Ещё один экземпляр гравюры (до подписи) хранится в Британском Музее (British Мuseum) под инвентарным номером 1997,0928.120
Библиография: Bocher 1882 41.II (Bocher, Emmanuel, Jean Michel Moreau le jeune: catalogue raisonné, Paris, 1882)
«…Пою премудрого Российского Героя,
Что грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вёл войну,
Сквозь страхи проходя вознёс свою страну,
Смирил злодеев внутрь и вне попрал противных,
Рукой и разумом сверг дерзостных и льстивых,
Среди военных бурь науки нам открыл.
И мир делами весь и зависть удивил…»
(М. В. Ломоносов, героическая поэма «Пётр Великий»)
Жан-Мишель Моро, прозванный Младшим (Moreau le Jeune) — французский рисовальщик, гравер и живописец (1741—1814). В 1758 г. приглашен вместе со своим наставником Ле-Лорреном, в Петербург, преподавать рисование в акад. худ. Вернувшись, через два года, на родину, учился у Ж. Ф. Леба̀. Легкость, с какою давалась ему композиция, богатство фантазии, вкус в рисунке и редкое трудолюбие выдвинули его в передний ряд художников одной с ним специальности. («Новый энциклопедический словарь», Россия, Санкт-Петербург, 1911—1916)