…
Хорошая сохранность. Гравюра имеет историко-культурное значение, представляет интерес для музеев. Она достаточно известна в научно-исторических кругах. Известный экземпляр: Музей и библиотека Розенбаха (Rosenbach Museum and Library de Philadelphie, inv. 54.364); Библиотека Арсенала (Paris, Bibliothèque de l’Arsenal; FOL-H-352).
Надписи: «Tom. I. N°. II.», «J. B. Le Prince del.», «J Ph. le Bas Sculp.», «SOUPÉ RUSSE.»
Выставки: Jean-Baptiste Le Prince [exposition : Metz, Musée d’art et d’histoire, 1er juillet-26 septembre 1988], Metz, Édition du Musée de Metz, 1988
Путешествие в Сибирь. Французский астроном Жан Батист Шапп д’Отрош (Jean-Baptiste Chappe d’Auteroche, 1722-1769) прибыл в 1761 году в Россию для наблюдения прохождения Венеры через диск cолнца в Тобольске по поручению Парижской академии наук. После возвращения во францию он издал книгу «Путешествие в Сибирь», где нашли отражение его путевые заметки. Книга в России полностью никогда не издавалась и на русский язык переведена не была. Книга иллюстрирована рисунками его земляка Жана Батиста Лепренса. В своей книге Шапп описал крестьянскую одежду и избы, сани и бани, праздники и богослужения, застолья и посты, нравы и обычаи, приметы и суеверия, наказания дыбой и кнутом. Труд изобилует рассуждениями о климате России, ее истории, флоре и фауне, образовании, науке и искусствах, православии и церкви, армии и флоте, торговле, системе правосудия, роли женщины в обществе…. Издание получилось объёмным, состоящим из двух томов. Первый том «Путешествие в Сибирь» в России никогда не издавался и на русский язык переведен не был. Во втором даётся французский перевод сочинения С. Крашенинникова «Описание земли Камчатки…». Царица Екатерина пришла в ярость, когда Шапп опубликовал свое «Путешествие в Сибирь», изображавшее успехи цивилизации в России в самом невыгодном свете. Царица разозлилась настолько, что сама сочинила по-французски опровержение под названием «Антидот».
Жан Батист Лепренс (Jean-Baptiste Le Prince, 1734-1781) — известный французский живописец и гравёр, ученик великого живописца Франсуа Буше (1703-1770).
В 1758 году Лепренс по приглашению И. И. Шувалова прибыл в Россию (сначала в Санкт-Петербург, а затем в Москву, где находились два его брата и сестра) вместе с группой художников для работы в только что созданной императрицей Елизаветой Петровной Академии художеств. Лепренс прожил в России пять лет, работал в Санкт-Петербурге и Москве, путешествовал по Финляндии, Литве и Сибири (некоторые исследователи считают, что Лепренс добрался только до Казани). Лепренс принимал участие в оформлении интерьеров Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. В жилых помещениях императрицы Елизаветы Петровны он создал тридцать девять десюдепортов. По заданию императрицы он отправился в Сибирь для зарисовок «русских типов». По возвращении во Францию он выполнил множество картин и гравюр, изображающих пейзажи, виды городов, характерные типы населения, костюмы, утварь и обычаи. Такая живописная этнография создана Лепренсом в привычном стиле рококо с чертами идеализации и сентиментальности, но именно это обеспечило произведениям художника успех во Франции.Лепренс уехал из России в мае 1762 года, побывав по пути в Лифляндии. Вернулся в Париж в декабре 1763 года с обширной коллекцией рисунков, которые он использовал для картин и гравюр. В 1765 году Жан Батист Лепренс был избиран действительным членом Французской академия живописи и скульптуры. В собрании Государственного Эрмитажа находятся девять работ Лепренса.
Жак-Филипп Ле Ба или Леба (Jacques-Philippe Le Bas или Lebas, 1707–1783) – знаменитый французский гравер в стиле рококо. Ле Ба был учеником парижского гравера и иллюстратора Антуана Эриссе (Antoine Hérisset, 1685-1769), который был известен в то время своими архитектурными видами (Версальский дворец) и планами местности (Forêt de Fontainebleau). Ле Ба создавал гравюры, основанные на шедеврах мировой живописи, они были очень популярными и желанными предметами коллекционирования. Известно более 500 гравюр Ле Ба. Гравюрой «Проповедь Иоанна Крестителя» по картине Пьера Франческо Мола (1612–1666) он заявил о себе в образованном обществе французского рококо. Голландские художники эпохи барокко Николас (Клас) Питерс Берхем Старший, Филип Вауверман (1619–1668), Адриан ван Остаде (1610–1685) и подражатель Ваувермана, Карел ван Фаленс (1683–1733), изначально были предпочтительными мастерами, по которыхм Ле Ба совершенствовал свою технику гравирования. Но художником, по которому он предпочитал работать, был Давид Тенирс (1610–1690). Ле Ба знал, как перенести изобилие и тонкую работу кисти своей модели в технику гравюры, над которой он часто работал в технике сухой иглы. Ле Ба создал более 100 гравюр по Тенирсу; есть также более 30 гравюр по Клоду Жозефу Верне (1714–1789), художника, работавшего при дворе Людовика XV. Ле Ба был самым популярным и самым занятым французским гравером, но он также часто подписывал гравюры, сделанные учениками под его руководством. Спустя сто лет после Рембрандта ван Рейна (1606–1669) Ле Ба заново открыл технику сухой иглы и усовершенствовал ее. В 1771 году он стал членом Королевской академии (ныне Академия изящных искусств), а в 1782 году Людовик XVI присвоил ему звание королевского гравера. В собрании Государственного Эрмитажа находятся более 120 работ Жак-Филиппа Ле Ба.