…
Оригинальный портрет полководца Александра Васильевича Суворова
Прототипом представленной гравюры является полотно кисти Карла Карловича Штейбена “Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский и князь Италийский” (1815; в Центральном военно-историческом музее, в Санкт-Петербурге). Хорошее коллекционное состояние, имеются незначительные следы фоксинга. Предмет представляет безусловный коллекционный и исторический интерес. Может представлять интерес для музеев. Известный экземпляр: 1. Государственный Исторический Музей; Инвентарный номер: И III 11613 (Номер ГИМ: ГИМ 42949/2315); 2. Государственный Эрмитаж (Инвентарный номер: ЭРГ-19008).
Карл Карлович Штейбен (Шарль, барон де Steuben) (19 апреля 1788 — 21 ноября 1856, Париж) — французский живописец немецко-русского происхождения. Сын вюртембергского офицера. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым в русскую службу, и некоторое время посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Затем был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, отправился в Париж и поступил в ученики к знаменитему художнику Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. Первая же картина Штейбена, выставленная в парижском салоне 1812 г., «Петр Великий в бурю на Ладожском озере», произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I (позднее попала в амьенский музей). После реставрации во Франции династии Бурбонов король Луи XVIII приказал воспроизвести картину Штейбена в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I, в начале XX в. гобелен находился в Большом Петергофском дворце. (В настоящее время гобелен украшает Южную стену Жёлтой залы Екатерининского корпуса Дворцово-паркового ансамбля Петергофа). Одно из важнейших его произведений, исполненных в Париже: “Эпизод из юности Петра Великого” (царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троице-Сергиевой лавры; 1827; в валансьенском музее). В 1831 г. король Луи-Филипп, ввиду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище. В 1833 г. Российская академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного члена. В 1843 г. он был вызван в Петербург для исполнения семи образов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора («Рождество Иоанна Предтечи», «Св. Иоаким и Анна», «Рождество Богородицы», «Вход во Иерусалим», «Распятие», «Воскресение Христово» и «Взятие Богоматери на небо»), Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину «Смерть генерала Моро в лейпцигской битве» и несколько прекрасных портретов (Гарфункля, В. Кокорева, Мамонтова, актера Самойлова и других, менее известных лиц). Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Анри Греведон (Henri Grévedon, настоящее имя Пьер Луи Греведон; 1776—1860) — французский художник, живописец, миниатюрист, гравер и литограф. Обучение живописи Греведон начал у живописца Франсуа-Андре Венсана, продолжил изучение изображения живой натуры в Академии, где получил две почетные медали. Поже Греведон изучал историю живописи в парижской студии Жан-Батиста Реньо. Он несколько лет учился в этой знаменитой мастерской и получил награду в конкурсе 1803 г. на Римскую премию. В период с 1806 по 1816 год Греведон находился за пределами Франции. Некоторое время работал в России, в 1810 году был принят Санкт-Петербургской академией художеств в «назначенные» на основании картин «Смерть Гектора», «Девочка с бабочкою» и «Мальчик с зайцем». Затем перешёл почти исключительно на портретный жанр, преимущественно в технике литографии (как на основании собственных рисунков, так и по работам других авторов). В Санкт-Петербурге Греведону удалось завязать полезные знакомства и получить ряд заказов — им было выполнено в технике литографии несколько портретов членов императорской фамилии. Среди них стоит выделить портреты императрицы Екатерины II, императора Александра I, герцогини Ольденбургской Цецилии. В 1812 году Греведон уехал в Швецию, где стал членом Королевской академии Швеции. Затем обучался в Лондоне, изучая работы сэра Томаса Лоуренса. В 1816 году Анри Греведон вернулся в Париж, продолжая писать портреты маслом. Он создал много живописных портретов и миниатюр, а после 1822 года сконцентрировался на литографии. Живя во Франции, он выполняет и заказы для России. В 1830–40-х годах им исполнены гравированные портреты многих представителей царствующего дома и русской аристократии (например, портреты княгини Ал. Воронцовой-Дашковой, князя А.И. Барятинского, барона А.Л. Штиглица). Особенно удались ему портреты дочерей императора Николая Павловича великих княгинь Ольги Николаевны и Марии Николаевны. Первый был литографирован самим Греведоном по известному живописному полотну Т. фон Неффа, второй исполнен по его рисунку в 1840 году в литографии М. Шурова.
Шарль Этьен Пьер Мотте (1784-1836) — литограф и издатель книг на французском языке, смело может быть назван одним из первых и наилучших французских литографов. В 1817 году Шарль Мотте получил патент, позволяющий ему заниматься профессией печатника-литографа. Он был одним из первых, получивших такой патент, который был введён в том же 1817 году. Тяга к мрачному, и интерес к теме краткости жизни, характерной для романтизма, побудили его создать серию литографий по гравюрам эпохи Возрождения таких авторов, как Ханс Бальдунг («Девушка и смерть»). Мотте иллюстрировал заголовки либеральной ежедневной газеты «Le Miroir des spectacles, des lettres, des mœurs et des arts», в которой использовались множество его литографии (февраль 1821 — июнь 1823). В 1827 году убедил молодого Эжена Делакруа проиллюстрировать первое французское издание «Фауста» Гёте; сам Мотте отвечал за литографию листов и раскрашивание их акварелью. Мотте выпускал литографии рисунков Жан-Батиста Мозеса (1784—1844) (портреты Жан-Жака Руссо, Наполеона и т. д.), Жана Виктора Адама («Пришествие империи»), Людвига Руллманна (портреты Морица Оранского и Морица Саксонского), Ипполита Белланже («Вход французов в Милан»), Ашиля Девериа (1800—1857), Эдмона Савуа («Вид на Сомюр в 1836 году»), Анри Монье и др. Шарль Мотте обучил литографии миссионера Лорана Эмбера, который привёз это искусство в Китай.