…
Гренадерский тамбур-мажор русской армии с тамбурштоком на антикварной гравюре
Прекрасное коллекционное состояние, оттиск яркий и четкий. Незначительный фоксинг. Verso blanc. Редкость, имеет историческую и художественную ценность, представляет интерес для музеев. Ещё один экземпляр гравюры находится в коллекции Государственного Эрмитажа (инвентарный номер ЭРВГ-649) под названием “Гренадерский тамбур-мажор 1817 г.” и Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры “Государственный мемориальный музей А.В. Суворова”
“Мундиры российской армии” Киля. Первоначальное название серии или «сюиты» – «Costume de l’armee Russse, dessines et graves par Ordre de S.M.l’Empereur de Russie, pendant son sejour en Frence en 1815. Executes par officier d’Etat-Major Russe. Paris.1816» (Костюмы российской армии, рисованные и гравированные по указу Е[го] В[еличества]Императора России, во время его пребывания во Франции в 1815. Исполнены офицером российского Главного штаба. Париж. 1816) Серия должна была состоять из нескольких выпусков. Все расходы по гравированию обеспечивались за счет сумм, выделяемых из Кабинета императора. В работе над сюитой Киль провел почти четыре года. Предполагалось, что свитский офицер будет исполнять оригинальные рисунки, а гравировкой и раскраской оттисков займутся парижские мастера, разумеется, под его наблюдением. Несколько свежеотпечатанных эстампов в раскрашенном и не раскрашенном виде художник отправил в Россию с курьером в июне 1816 года. Однако уже первые опыты показали, что нанятые Килем граверы делают слишком резкий контур рисунка, а колористы не утруждают себя тщательной раскраской. Пришлось русском офицеру выполнять почти все виды работ. Впоследствии, чтобы ускорить завершение заказа, Киля освободили от раскраски гравюр, сочтя целесообразным делать это в Петербурге. Для серии Киль в 1815-1819 гг. исполнил более 70 оригинальных акварельных рисунков. Большая часть из них выполнена с натуры, другая – на основе сведений, предоставленных ему Главным штабом, и лишь некоторые по памяти. Все рисунки отправлялись на «высочайшее» рассмотрение в Петербург, затем одобренные или с замечаниями возвращались для дальнейшей работы. Для того, чтобы сохранить все достоинства акварельного рисунка, был избран способ гравирования лависом. В 1815-1816 гг. вместе с Килем гравировал его рисунки мастер Леваше (Levachez), с 1817-1818 – Поль (Paul) и, наконец, в 1819 году к этой работе был привлечен русский мастер – Г. Копаков. Из общего количества гравюр, большая – это результата творчества самого художника, ему принадлежит около сорока выполненных гравюр. Для раскраски гравюр в Петербурге были привлечены кантонисты, «искусные в рисовании». Они были заняты раскрашиванием двух экземпляров военных рисунков, сделанных квартирмейстерской части штаб-капитаном Килем, каждой из 270-ти фигур. Один экземпляр предназначался для императора Александра, другой для цесаревича Константина Павловича. Завершив работу в Париже, Киль в конце июля 1819 года отправился в Петербург, где в августе был назначен состоять при 3-ем отделении Военно-топографического депо Главного штаба. Очевидно, что император остался доволен результатами многолетнего труда свитского офицера. В Петербурге работа над коллекцией была продолжена и в 1821 году она увидела свет под названием «Мундиры российской армии, рисованные и раскрашенные в Главном штабе Е.И.В.». В четырех частях содержалось 703 листа гравюр.
Лев Иванович Киль (Людвиг Карл фон Киль, 1793—1851) — генерал-майор Свиты Его Императорского Величества, участник наполеоновских войн 1812—1814 и польской кампании 1830—1831; художник, почётный вольный общник Академии художеств. Киль прославился, прежде всего, как автор серии офортов «Мундиры Российской Армии». В службе офицером с 1813 года. С 1822 года — адъютант великого князя Константина Павловича. После смерти последнего (1831 г.) назначен флигель-адъютантом, в 1835 году произведён в генерал-майоры с зачислением в Свиту Е. И. В. и состоял в Свите до конца жизни. Много работал как художник-акварелист (в основном писал сценки из быта царской семьи и окружения); автор серии офортов «Русские военные формы», выполненной в 1815—1819 годах по заказу Николая I. С 1832 года — почётный вольный общник Петербургской Академии художеств; был одним из составителей правил для Общества поощрения художников. В 1844—1848 годах — начальник над русскими художниками в Риме. Лев Иванович Киль является соавтором разработанной лично императором Николаем I на рубеже 1830-х и 1840-х годов «каски образца 1844 года», заменившей в русской армии кивер и бывшей образцом для знаменитого прусского «пикельхельма», ставшего визитной карточкой прусской армии на долгие десятилетия.
Тамбур-мажор (с фр. tambour — барабан и major — старший) — главный полковой барабанщик (барабанный староста или главный барабанщик во французской и некоторых других (австрийской, русской, шведской) гвардиях и армиях. Тамбур-мажор возглавлял полковую команду барабанщиков и горнистов; специальный тамбурмажорский жезл — тамбуршток, использовался для отдания команд. В обязанности тамбурмажора могло входить и обучение оркестрантов. Обычно тамбурмажором назначался унтер-офицер высокого роста. Со временем тамбурмажором стал называться руководитель военного оркестра на марше (обычно совместно с капельмейстером).
Лавис (фр. lavis — размывка) — относительно редкая манера офорта, разновидность гравюры на металле. В технике лависа художник рисует непосредственно на металлической пластине кистью, смоченной в слабом растворе кислоты, который слегка разъедает поверхность металла. В зависимости от времени и силы травления на металле возникают углубления. При глубокой печати — втирании краски по принципу офорта и печатании на влажную бумагу на офортном станке (с цилиндрическим валом) — получается изображение с мягкими контурами и тональными переходами, напоминающее акварель. Изобретателем техники лависа в 1769 году был французский живописец, рисовальщик и гравёр Жан-Батист Лепренс. Лавис, как и акватинта, техника, которую также осваивал (по некоторым источникам изобрёл) Лепренс, может быть цветным. В этих случаях применяется раскраска вручную либо печать с нескольких «досок». Недостатком лависа является быстрое «старение» доски и невозможность получения значительного количества качественных оттисков.