Архангельское под Москвой. 1790г. Старинная гравюра. Оптический вид

Архангельское под Москвой. 1790г. Старинная гравюра. Оптический вид

78 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1790
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже, акварель
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Жак Шеро
Размер листа (см): 29,5 x 44,1
Оригинальное название: Vue d'un des château d'Archangel en Russie. A Paris chez Jacques Chereau rue St Jacques au dessus de la Fontaine St Severin aux 2 colonnes n° 257
Язык: французский

Вид усадьбы Архангельской в России

Оптический вид на центральную перспективу зданий по обеим сторонам. Спереди слева – фасад дворца в стиле итальянского барокко. Справа впереди – застекленная галерея сада. На мостовой изображено множество динамичных стаффажных фигур – здесь и монахи, несущие груз простолюдины, всадники, кавалеры, прогуливающиеся с дамами, играющие собаки.

Известный экземпляр гравюры находится в собрании Национальной Библиотеки Франции ( Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, инв. номер LI-72 (4)-FOL)

Библиография: Recueil. Choix de vues d’optique des XVIIIe et XIXe siècles. Tome 4, Villes de France – Vues de Pologne, Russie, Suisse.

Жак Шеро (Jacques Chéreau, 1688-1776) – французский художник-портретист, гравер и издатель “оптических видов”; работал в районе граверов на улице Сен-Жак, который по-разному обозначался на гравюрах как “au Grand Saint Remy” , “au Coq” или “au dessus de la Fontaine St. Severin

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере зограскопе (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего оптические виды изображали знаменитые городские пейзажи и памятники, наводнения и пожары, сражения на суше и на море. Зрителю были представлены чудеса света, библейские сцены, образы из мифов и легенд и т.д. Эти «чудеса» выполнялись как гравюры на меди, а иногда и как литографии. Листы имеют стандартный размер от 27 до 28 см в высоту и от 40 до 42 см в ширину. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью издателем. Обычно женщины и дети наносили раскраску с помощью кисти или трафаретов, что приводило зачастую к примитивному цветовому эффекту. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Например, можно придать эффект восходящего солнца или лунного света. Оптические виды производились всего в пяти европейских городах: Париже, Лондоне, Бассано (в Северной Италии), в XIX векe в Берлине, но прежде всего в Аугсбурге, где одновременно работали пять издателей. Просмотр оптических видов был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Зограскопы были богато декорированы и зачастую использовались как развивающие игрушки в богатых семьях. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность оптических видов возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Оптические виды можнно встретить как в городских и местных музеях, так и в крупных художественных музеях и коллекциях. Однако, прежде всего, частные коллекционеры проявляют к ним особый интерес как по декоративным, так и по географическим и историческим причинам. Благодаря своим привлекательным мотивам оптические виды являются зеркалами своего времени, которые только недавно получили должную оценку.