Петербург. Открытие памятника Николаю I. 1859г. Антикварная гравюра

Петербург. Открытие памятника Николаю I. 1859г. Антикварная гравюра

25 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1859
Художник: (фотограф) Пьер-Амбруаз Ришбург
Гравёр: неизвестный гравёр, инициалы P.B.
Техника: гравюра на дереве (ксилография)
Страна: Франция
Издание: L'ILLUSTRATION, JOURNAL UNIVERSEL
Размер листа (см): 21,8 x 33,2
Оригинальное название: NAUGURATION DE LA STATUE EQUESTRE DE S. M. L'EMPEREUR NICOLAS Ier. SUR LA PLACE SAINT ISAAC A SAINT PETERSBOURG
Язык: французский
Категории: , , , .

Церемониал открытия памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге в 1859 году

Гравюра полнена по документальной фотографии Пьера-Амбруаза Ришбурга, пребывавшего по счастливой случайности в это время в Санкт-Петербурге. Хорошая коллекционная сохранность, фоксинг отсутствует. Представляет интерес ценителей истории, декораторов.

Пьер-Амбруаз Ришбург (Pierre-Ambroise Richebourg, 1810-1875) – французский фотограф Второй империи и Парижской Коммуны. Ришбург был ученика Луи Дагера, в 1840-х годах опубликовал ряд технических книг, открыл мастерскую и создал массу фотографий на самые разные темы (научные, ню, портреты). Во время Второй империи Ричебург стал официальным фотографом, призванным увековечить и распространять политические события (такие как визит королевы Виктории в 1856 году) и общественные здания. В 1864 году он создал 27 работ по экстерьерам и интерьерам Елисейского дворца. В 1859 году Ричебург занимался иллюстрациями произведения Теофила Готье под названием «Альбом Сокровищ искусства древней и современной России, автор Теофил Готье. Работа, изданная под патронатом Его Величества Императора Александра II, посвящена Ее Величеству Императрице Марии Александровне. 200 гелиографических пластинок Ришбурга» (Album Trésors d’art de la Russie ancienne et moderne, par Théophile Gautier. Ouvrage publié sous le patronage de sa majesté l’empereur Alexandre II, dédié à Sa Majesté l’Impératrice Marie Alexandrovna. 200 planches héliographiques par Richebourg, издание Gide 1859–1861), отправился в Россию, где сделал первые фотографии Царского Села и Эрмитажа. Амбруаз Ричебург был также специалистом в области криминалистической фотографии, снимая места преступления и, при необходимости, фотографируя самих преступников.

Памятник Николаю I установлен на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Расположен между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Памятник начал строиться в 1856 году после смерти императора по проекту архитектора Огюста Монферрана и был открыт в 1859 году.Памятник представляет собой 6-метровую конную статую Николая I работы П. К. Клодта, стоящую на пьедестале. Император изображён в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка.

С 9 утра войска были собраны в разных местах между Мариинским дворцом, Невой, Адмиралтейством и Зимним дворцом. В 11 часов кортеж императора выехал из зимнего дворца, впереди шёл эскадрон Казаков, Черкесов и Грузин в различных костюмах: встречаются кольчуги и шлемы, датируемые крестовым походом. Императрица в экипаже, в парадной, полностью позолоченной карете в самом настоящем стиле Людовика XV; девять других карет того же стиля и такие же роскошные проследовали за ней; упряжка в строгом историческом соответствии, как на картинах Ван дер Мейлена. Император и его многочисленный штаб на лошадях держались правее кареты императрицы. Кортеж отправился сначала к Исаакиевскому собору. Напротив монумента была сооружена трибуна у одной из галерей собора. Многочисленное духовенство, одетое в золото, запело Te Deum (благодарственный молебен). В это время придворные гренадеры, достойные наших старых служак, чьи костюмы напоминают форму наших гренадеров Первой империи (царствование Наполеона I), выстраиваются в две шеренги между собором и памятником.
Религиозная церемония заканчивается молитвой об усопших. Все обнажают голову и становятся на колени, люди и солдаты. Военные корабли вдоль Невы дают артиллерийские залпы, звонят колокола. Императрица спускается с трибуны; следуя за придворными служащими и всадниками, она проходит между двумя рядами придворных гренадеров с оружием, представленным живописным образом – не ружьями, а алебардами; император со своей свитой проходит вне цепочки людей справа от императрицы. Императрица обходит памятник и садится в восточном шатре – историческом шатре, установленном слева от статуи. Император размещается между ней и монументом; тут же начинается парад. Сначала проходят придворные гренадеры, затем различные кадетские корпуса, красивые полки гвардейской пехоты, среди которых выделяются лейб-гвардии Павловский полк, состоящий из мужчин с одинаковыми курносыми лицами с пирамидальными медными головными уборами, и затем батальон пехотинцев императорской семьи в красочных национальных костюмах. Потом идёт кавалерия, гвардейские конные полки в белых одеждах и позолоченных латах; регулярные и нерегулярные казачьи войска, и т.п.; и последней – великолепная артиллерия; все войска сформированы из 58 батальонов, 52 эскадронов и 18 батарей. Это дефиле длилось почти два часа. Как только оно закончилось, кареты возвратились забрать императрицу и её свиту, которые вернулись в сопровождении императора под приветственные возгласы толпы сгустившейся вокруг экипажей.
Вечером город был в иллюминации, также как и корабли на Неве. (из журнала L’Illustration № 0857 от 30 июля 1859 года. Перевод Де Бетюн Е., 2015)