Вид Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве. Oк.1755г. C рис. Махаева. Антикварная гравюра

75 900 руб.

Предложить свою цену
Художник: Михаил Иванович Махаев (1718—1770)
Гравёр: неизвестный гравёр c рисунка Махаeва
Год: 1755 (ок.)
Техника: гравюра на меди с ручной акварельной раскраской. Бумага верже с водяными знаками. Vue d'Optique.
Страна: Великобритания
Город: Лондон
Размер листа (см): 28,1x41,0
Оригинальное название: A View of the Exchange at Peterburg in Russia
Издатель: Engelbrekht Martin
Размер в паспарту: 50x70
Категории: , , .

Описание товара


Старинная гравюра «Вид Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве реке». Музейный экземпляр.

Oпубликованo в соответствии с Законом парламента 1755г. (Published according to act of Parliament 1750)

Редкая антикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. Особое очарование гравюре придают наивные стаффажные фигуры. Перед фасадом виден канал, засыпанный к середине XVIII века. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес.

Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании Национального Морского Музея, Гринвич, Лондон (National Maritime Museum, Greenwich, London), в  коллекции  Русского Географического Общества (Попечительский Совет Русского географического общества возглавляет Президент России Владимир Путин,  Президентом Общества является министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу) а также в Muséum De Lakenhal (Голландия). Примечательно то, что в Русском Географическом Обществе гравюра отрибутирована 1730 годом (около), что, разумеется, не может соответствовать истине.

В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга — пятидесятилетие со дня основания. Юный город удивлял великолепием красотой зданий и размахом строительства и олицетворял могущество Российской империи. В честь юбилей был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев. Успешно овладев законами перспективы самостоятельно и под руководством живописца Валериани, Махаев создал не просто статичные виды города, а наполнил их движением, сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и свое, глубоко личное отношение к увиденному.

Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Справка:
Vue d’Optique (оптический вид, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Эти камеры назывались назывались «Guckkasten». Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления  визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках.