Старинная гравюра “12 коллегий” с рис. Махаева. 1770г. Петербург.N1. ВИП подарок

Старинная гравюра "12 коллегий" с рис. Махаева. 1770г. Петербург.N1.  ВИП подарок
Антикварная гравюра «12 коллегий» с рис. Махаева. Oк.1750г. С.-Петербург. N2. VIP подарокСтаринная гравюра "12 коллегий" с рис. Махаева. 1770г. Петербург.N1.  ВИП подарок

75 900 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Художник: Михаил Иванович Махаев (1718—1770) "Проспект Государственных коллегий с частию Гостинаго двора с Восточную сторону"
Гравёр: неизвестный гравёр c рисунка Махаева
Год: 1770 (ок.)
Техника: гравюра на меди с ручной акварельной раскраской. Бумага верже с водяными знаками. Vue d'Optique.
Страна: Великобритания
Город: Лондон
Размер листа (см): 24x39
Оригинальное название: COLLEGES DE PETERSBOURG Vue des Colleges Imperiaux et du Magazin des Marchandises de l’orient a Petersbourg“
Язык: французский/английский
Категории: , .

ВИД ИМПЕРАТОРСКИХ КОЛЛЕГИЙ И СКЛАДОВ ВОСТОЧНЫХ КУПЦОВ в ПЕТЕРБУРГЕ на антикварной гравюре XVIII века

Опубликовано согласно постановлению Парламента 1750 года.

Редкая антикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. Особое очарование гравюре придают стаффажные фигуры. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес. На изображении, справа от центра композиции, перспективный вид здания Двенадцати Коллегий в сторону Невы; перед фасадом вымощенная площадь и канал, через который переброшены два мостика; слева – фасад Складов, за крышей которого видны верхушки мачт кораблей с вымпелами; перед Складами земляная площадь. В композицию введен стаффаж: фигурки людей, кареты, телеги. Прототипом представленной работы послужила гравюра Екима Терентьевича Внукова (1723/25-1762/63) “Проспект (вид) здания Государственных Коллегий с частью Гостиного двора” по рисунку Михаила Ивановича Махаева (ок. 1717-1770).

В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга — пятидесятилетие со дня основания. Юный город удивлял великолепием красотой зданий и размахом строительства и олицетворял могущество Российской империи. В честь памятной даты был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев. Успешно овладев законами перспективы  самостоятельно и под руководством живописца Валериани, Махаев создал не просто статичные виды города, а наполнил их движением, сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и свое, глубоко личное отношение к увиденному.

Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ещё один экземпляр гравюры находится в коллекции  Музея Игрушек Нюрнберга (Spielzeugmuseum Nürnberg, Germany) под инвентарным номером 1971.1224  и во Франции в собрании Городской библиотеки Валансьена (Bibliothèque municipale de Valenciennes).

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления  визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.

Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле петровское барокко и состоит из двенадцати трёхэтажных секций. В здании располагались высшие органы государственного управления (коллегии). Строительство здания началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Сенод и коллегии. Начало строительства велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, завершалось под руководством Джузеппе Трезини и Михаила Земцова. Первое заседание коллегий состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х гг, а в 1737—1741 гг. с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету.